Елена Чернова
Реализация образовательной программы в части экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Финансовая грамотность определяет качество жизни человека,
по крайней мере, не в меньшей степени, чем знания родного языка,
арифметики и умения завязывать шнурки»
С. А. Швецов
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы педагогов в детском саду. Ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с нами педагогами и родителями, путешествуя по этому новому для него миру, он сможет приобрести доступные ему знания. Суть подхода к экономическому образованию детей не в организации специального обучения экономике, а обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В нашем детском саду мы реализуем учебно-методическое пособие «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Смоленцевой А. А. 1-2 раза в месяц при организации образовательной деятельности и различных видах деятельности детей, наполненных экономическим содержанием.
Его содержание отражено в основных темах: «Моя семья» (семейная экономика, бюджет, «Мир денег» (деньги, цена, «Мой поселок» (производство полезных товаров, «Мир товаров» (основы маркетинга). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы.
Для реализации данного направления в группе создана экономическая среда, включающая следующие зоны:
• Информационную (произведения художественной литературы экономического содержания).
• Занимательно - экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи).
• Деятельностно – игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр).
Овладение экономическим содержанием осуществляем и в процессе чтения художественной литературы – знакомим детей с рассказами, пословицами, поговорками, сказками авторскими и народными: «Как коза избушку построила», «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Три поросёнка». Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке.
Сделать экономику понятной помогают и сюжетно-дидактические игры. Для этого созданы центры сюжетно-ролевых игр оснащены одеждой и аксессуарами для различных профессий: «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Больница», «Строительство», «Банк». Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В центре финансовой грамотности имеются следующие игры: «Хочу – надо», «Профессии моей семьи», «Разложи купюры», «Положи монетку в копилку», «Что быстрее купят?», «Размен», «Что можно купить за деньги», «Доходы и расходы семьи», «Дороже –дешевле».
В процессе игр у детей формируются элементарные представления о том, откуда берутся деньги, что такое зарплата, как и на чем можно сэкономить, как бережливо относиться к деньгам, какие бывают деньги, как разменять купюры. В них моделируются реальные жизненные ситуации. Данные игры могут проводиться как в ходе реализации образовательной деятельности, так и во время самостоятельных, совместных игр. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно и понятно для детей.
При включении экономического воспитания в образовательную деятельность мы предусматриваем и финансовое просвещение родителей. Направления сотрудничества с родителями решаем через следующие формы работы:
• Информационно – аналитические: анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта.
• Наглядно – информационные: тематические стенды, папки-передвижки «Наша семья трудится», «Все профессии нужны», в которых представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения; буклеты «Как научить ребенка считать деньги»; памятки для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье», «Деньги- помощники».
• Проведение маршрутов выходного дня: поход в банк, торговый центр, магазин. Через прохождение таких «образовательных маршрутов» у дошкольников эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения, развивается общий кругозор.
• Познавательные: родительский час «Финансовая грамотность дошкольников», мастер- класс «Играем с детьми в экономические игры»
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей, способствует формированию финансовой грамотности. Вместе с тем, у детей развивается познавательная активность, совершенствуются коммуникативные навыки. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.