Назарова Наталия
Реабилитация дошкольников после кохлеарной имплантации в условия детского сада
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети — это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Публикация «Реабилитация дошкольников после кохлеарной имплантации в условия детского сада» размещена в разделах
Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. (1, 2, 3 степень)
Но есть еще одна категория детей с нарушением слуха, это дети с кохлеарной имплантацией.
Кохлеарная имплантация - единственная высокотехнологичная система мероприятий и технических средств, направленная на восстановление отсутствующего физического слуха у человека. В системе мероприятий по кохлеарной имплантации задействован ряд специалистов разного профиля (сурдопедагогов, психологов, сурдологов, аудиологов, оториналарингологов, работа которых невозможна друг без друга и направлена на восстановление слуха у человека
Кохлеарный имплант состоит из двух частей: Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку) Наружная часть – речевой процессор (располагается за ухом)
Важной частью послеоперационных мероприятий при кохлеарной имплантации является слуховая реабилитация. Ее цель – научить ребенка воспринимать звуковую речь, понимать ее и в полной мере использовать собственные новые ощущения для развития устной речи. Ведь нарушение коммуникативных процессов у слабослышащих может привести к общей задержке умственного развития.
Слуховая реабилитация включает в себя следующие этапы:
развитие речи и слухового восприятия;
настройка речевого процессора в системе кохлеарного импланта;
общее развитие (памяти, моторики, внимания, интеллекта);
психологическая помощь детям и их родителям
Успешность коррекционно-педагогической помощи зависит от ряда условий :
1. от правильной настройки кохлеарного импланта;
2. от условий восприятия звуков, поскольку ребенок с кохлеарным имплантом испытывает трудности при обучении слушать в шумных помещениях; от возможности слушать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);
3. от организации условий для развития речевых навыков в ситуациях общения (взрослый/ ребенок, ребенок/ ребенок, взрослый/ дети);
от наличия позитивного опыта слухового восприятия и общения, а также от желания самого ребенка пользоваться устной речью;
от особенностей участия в процессе оказания специальной помощи близких людей, заботящихся о судьбе ребенка, включая родителей, братьев, сестер, бабушки, дедушки, сверстников, сурдопедагогов и др.
Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ?
История внедрения метода кохлеарной имплантации, сама практика разных стран мира и России доказала обратное: без психолого-педагогической помощи ребенку после операции и подключения речевого процессора кохлеарная имплантация оказывается неэффективной.
Теоретическое объяснение состоит в том, что при помощи высокотехнологичной медицины удается практически полностью устранить первичное нарушение (слуха, однако ребенок родился и прожил часть своей жизни неслышащим, а значит — приобрел вторичные нарушения развития, т. е. Нарушение познавательных процессов. Он привык общаться с окружающими людьми не так как слышащий ребенок, и окружающие люди привыкли взаимодействовать с ним не так, как со слышащим ребенком. Особые способы взаимодействия с миром укоренены в поведении ребенка, и их устранение находится в компетенции психологов и педагогов, но не в компетенции медицины.
После успешной операции до момента подключения речевого процессора это все еще ребенок с тяжелым нарушением слуха, его статус определен и известен. Он может характеризоваться как глухой, с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее, с дополнительными нарушениями.
После подключения речевого процессора статус ребенка с КИ впервые меняется — теперь он «уже не глухой, но еще не слышащий». Благодаря проведенной операции и подключению речевого процессора ребенок с кохлеарными имплантами уже способен воспринимать звуки, однако он продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для ребенка с КИ сохраняют значение зрительные опоры, привычные средства восприятия речи и самой коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др.
Не успевают, как правило, перестроиться и родители: они радуются проведенной операции, ждут, что ребенок начнет вести себя как слышащий, но продолжают общаться с ним привычными способами и средствами общения.
Так же родители и близкие ребенка с очень часто задают вопрос, какое образовательное учреждение следует посещать. Группу компенсирующей направленности, где находятся дети с нарушением слуха, и не все из них кохлеарно имплантированны, группу общеразвивающей направленности, или же вообще никуда не ходить и пытаться заниматься с ребенком дома.
И этот выбор на мой взгляд зависит от ряда причин.
Когда ребенок был слухопротезирован
в каком возрасте была сделана операция
посещал ли ребенок какое либо образовательное учреждение до операции.
Конечно самым правильным решением после подключения речевого процессора будет поместить ребенка в речевую среду (либо создать такую среду в домашних условиях, либо организовать ребенка в обычную группу детского сада). И тут начинается самое интересное.
Да если ребенок рано слухопротезирован и операция по вживлению кохлеарного импланта была сделана до 2х лет, то конечно в группе компенсирующей направленности ему не место, и тогда это только обычный детский сад. Такой ребенок скорее всего будет развиваться как обычный слышащий ребенок.
Но к сожалению таких детей очень мало. И основная их часть либо посещала группу компенсирующей направленности, либо не посещали никакое образовательное учреждение вовсе, но использовали СА.
Для родителей очень тяжело решиться на оперативное вмешательство. В основном решение приходит, когда СА не помогают.
И вот такому ребенку сделали КИ и что дальше? Куда бежать?
Конечно в наших образовательных стандартах прописано что это должна быть только речевая среда, и все сурдологи нам об этом говорят. и мама естественно желая лучшего для своего ребенка идет в речевую группу, и «сидит» там год, а может и больше, а результатов все нет. И в пять лет родители начинают биться в двери, научить ребенка говорить. научить его слышать и слушать. общаться со сверстниками.
Родители нам очень часто задаю такой вопрос: А почему так произошло, что нет результатов?
И из своего опыта я расскажу.
У ребенка с КИ которого поместили в группу обычного детского сада, начинают возникать следующие трудности:
Сверстники не обращают внимания, не хотят вместе играть
Воспитатели никогда не видели и не работали с такой категорией детей
в учреждении нет специалистов (хотя бы дефектолога, или логопеда, при условии что он знает как с таким ребенком заниматься)
помимо этого и родители не получают психолого — педагогическую поддержку.
И по опыту работы таких детей в Тамбовской области достаточное количество
Поэтому когда родители таких детей обращаются к нам за помощью, мы предлагаем им посещать группу компенсирующей направленности, где находятся дети со СА и с КИ. И начинаем работать. А уже потом, когда у ребенка с ки появилось понимание речи. И сама фразовая речь, вот тогда целесообразно поместить ребенка в обычную группу слышащих детей, но при этом ни в коем случае не следует оставлять ребенка без специальной помощи.
Из опыта работы хотелось бы рассказать как проходит реабилитация в нашем дошкольном учреждении
Мы уделяем максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всей группой).
Глухие дети накапливают словарный запас при использовании глобального чтения. Ребенку с КИ новые слова сначала предъявляют слухо-зрительно, а затем на слух.
Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Мы используем последовательно-диалоговую речь.
Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны. Но мы используем фрнетическую ритмику и для ки
Отличительная черта реабилитационных занятий с ребенком — их игровая форма и разнообразие видов деятельности.