Светлана Алабина
Система работы по разыгрыванию сказок, стихов, песен, художественных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
1. Знакомство с художественным произведением. Выразительное чтение текста педагогом, сопровождение текста красочными иллюстрациями.
2. Повторное, выразительное чтение педагогом текста в сопровождении иллюстраций из театра картинок (выполняют дети). Беседа по содержанию (вопросно-ответная, по наводящим вопросам, анализ произведения).
3. Прослушивание художественного произведения с помощью аудиозаписи. Определение характеров персонажей, их настроения, эмоций. Оценка поступков героев, свое отношение, сои чувства. Упражнение с пиктограммами настроений. Дидактическая игра «Подбери эмоцию».
Публикация «Система работы по разыгрыванию сказок, стихов, песен, художественных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Песни. Все материалы на тему песен
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
4. Пересказ сказки «по цепочке» запоминание» последовательности событий, использование опорных схем-подсказок, материал настольно - печатных игр, материал кукольного театра «Живое чтение» затем пересказ одним ребенком
5. Пересказ сказки с помощью театра картинок «Живое чтение» с введением (от автора) - остальные роли выбирают сами дети.
6. Разыгрывание сказки (настольный театр игрушки) по ролям с ролью ведущего (розыгрыш вариантов). Закрепление содержания произведений, последовательности событий, слов героев.
7. Пересказ сказки по ролям (микрогруппы детей). Работа над интонационной выразительностью речи, подбор мимических движений, проявление личной заинтересованности (совпадение образа, вживание в образ, различные способы выражения эмоций героев.
8. Разыгрывание сказки с помощью кукол - бибабо.
9. Драматизация сказки, другого художественного произведения. Работа над игровыми танцевальными, пантомимическими движениями; эмоциональная выразительность образа, разнообразие пантомимических средств, уточнение текста. Каждый ребенок должен побывать в каждой роли (остальные дети оценивают выразительность образа). Обсуждение кандидатур на роль персонажей сказки (художественного произведения, учет личного отношения и желания.
10. Уточнениесочетания созданного образа с музыкальным сопровождением, подбор пантомимических движений, передающих действия героев художественных произведений. Работа над походкой, осанкой, координацией движений и ориентировкой в пространстве.
11. Непосредственноеразыгрывание (представление) художественного произведения.
12. Дидактическиеигры и упражнения, способствующие активизации развития артистических способностей детей:
• Игра «4-ый лишний» - по сказкам (установление ассоциативных, эмоционально-логических связей).
• «Домино подсказки» - запоминание основных персонажей, участвующих в большинстве сказок. «Парные картинки» - развитие зрительного внимания.
• Моделирование сказок с помощью геометрических фигур и других графических средств.
• Анализ и синтез эмоций настроений, поступков, характеров героев художественных произведений. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - оценка поступков героев (кто умный, глупый, хитрый и т. д.). Обобщение и дифференциация. Развитие долговременной памяти, речемыслительной деятельности.
Дидактическая игра - «Где - какой» - анализ и синтез с помощью построений можно подбирать иллюстрации по сказкам, например: где волк веселый, злой, грустный и т. д. ; где зайчик веселый, грустный и т. д. ; кто поступил хорошо, кому плохо и т. д.
Дидактическая игра «Вспомни и покажи» - злого, коварного героя; доброго, милого, хитрого, глупого и т. п., мимики, движений, действий с предметами - заместителями создает загадываемый образ, дети отгадывают.
Дидактическая игра «Где - какой» - дети называют сказку или другое художественное произведение и разбирают ее по эмоциональным характеристикам, поведению героев.
Дидактическая игра «Почему я такой» - активизация речемыслительной деятельности детей ( Объясни:«Почему ты так думаешь, докажи и т. д.») - ребенку предлагается представить себя определенным персонажем в определенном произведении, показать этот образ (можно сопроводить текстом классической сказки) и спросить детей, почему о нем так говорят.
Дидактическая игра «Отгадай, из какой я сказки» - анализ и синтез.
• Введение новых персонажей в художественное произведение. Изменение хода событий. Показ действий. Оценка эмоций. Анализ результатов действий.
• Разбор произведений с использованием карт Проппа и их трактовка (пересказ с оценкой)
• Смена действия, условий. Проекция поведения, текста в зависимости от ситуации.
• Изменение концовки сказки : «А если бы»;«Вдруг».Происшествие неожиданного события - Что могло бы случиться - развитие фантазии, воображения, речевой активности детей.
• «Я - герой» - придумать свою сказку с опорой на сюжет классического художественного произведения. Переход героев-персонажей из одной сказки в другую.
• Дидактическая игра «Отгадай сказку» - тексты, стихотворные загадки по сказкам и проза из сказок, иллюстрации.
• Дидактическая игра «Придумай сказку» - по опорным схемам- подсказкам, планам построения сказки. Могут быть предложеныпредметы-персонажи сказки, иллюстративный материал для выбора места действия (учет времени года, погоды и т. д.).
• Дидактическая игра «Сказочные слова» - использование (актуализация и активизация) «сказочных слов» для начала, продолжения и конца сказки. Применение при драматизации и моделировании сказок «заветных слов».
• Знание (трактовка) и использование в активной речи и при создании образов сказочных атрибутов (меч-кладенец, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, и т. д.).
• Восприятие, трактовка, разбор и драматизация пословиц и поговорок, фразеологических оборотов речи русского языка (работа по аналогии со сказками). Эмоциональная оценка, оценка поступков героев, событий. Взаимосвязь поступка и результата. Показ содержания с помощью мимики, пантомимики, действий с воображаемыми предметами. Использование опорных схем (пиктограмм).
• Создание сказочных образов при восприятии цвета и музыки, живописи («Цветные сказки», «Живописные сказки» - путешествие краски, нотки).
• Создание сказочных образов и сочинение сказки по мотивам (с опорой) на прикладное искусство (история медвежонка, история оленя и т. д.) - русское народное прикладное искусство.
• Сочинение сказки по пантомимическому образу. Ввести роль ведущего.
Живопись и сказки.
• Детям предлагаются для ознакомления, обсуждения, анализа иллюстрации к сказкам и детским книгам Т. А. Мавриной, И. Я. Билибина, В. М. Конашенича, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, Е. М. Рачева, В. В. Лебедева, В. Вельтюкова, Ж. Жеребцова, О. Перовой, Н. Устинова, Б. Зворыкина, Д. Селиверстова и П. Брагина, В. Г. Скотиной и др. ; а также репродукции, фотографии, открытки картин художниковИ. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова,К. Ф. Юона, В. М. Васнецова, И. Э. Грабаря, И. Т. Хруцкого,А. Серова; репродукции картин художников-импрессионистов и др.
• Занятия по ознакомлению детей с живописью проводятся, как интегрированные. Используются следующие методы и приемы работы : беседы, искусствоведческий рассказ педагога, слуховая и зрительная наглядность, постановка проблемных вопросов, аналитическая форма вопросов; просмотр репродукций и иллюстраций, сопровождаемый выразительным чтением с уточнением и пояснением малознакомых слов, или прослушиванием фрагментов музыкальных произведений; упражнения в сравнении; рассказы о художниках, собственное отношение педагога к обсуждаемой картине; показ, словесные объяснения, указания пояснения; вопросы воспитателя к детям, примеры образных выражений, привлечение личного опыта детей и др.
• Темы занятий строго согласуются с логопедическими темами, подбор речевых игр и упражнений побирается с учетом уровня речевого и психического развития детей, особое внимание уделяется уровню сенсорного и эмоционального развития.