Наталия Комолых
Развлечение в подготовительной группе «Необычное превращение Лоскутка»
Цель: знакомство с декоративно-прикладным ремеслом- лоскутное шитье; развивать самостоятельность и инициативу, художественно – эстетический вкус; воспитывать аккуратность, дружелюбие.
Задачи:
расширять кругозор дошкольников о декоративно-прикладном ремесле - лоскутное шитье;
Формировать у дошкольников чувство правильного соотношения деталей, посредством техники лоскутное шитье;
Публикация «Развлечение в подготовительной группе „Необычное превращение Лоскутка“» размещена в разделах
Развивать художественно – эстетический вкус, воображение дошкольников. Познакомить старших дошкольников с техникой лоскутного шитья для изготовления панно «Букет», с новым словами и их значением «панно», «лоскутное шитьё».
Воспитывать у дошкольников бережливость, уважение к труду.
Оборудование: панно, изготовленные в технике лоскутное шитье, цветовой круг, лоскутки ткани квадратной, треугольной и прямоугольной формы, ткань размером 10*10 см, полоски необработанной ткани, игольница, нитки, ножницы, аудиозаписи русских народных песен, видеозапись отрывка из мультфильма «Пластилиновая Ворона". Театр тантамаресок.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята, вы любите смотреть мультфильмы?
(Ответы детей)
Давайте посмотрим.
Фото 1
Что вы можете сказать о чем он? (Ответы детей)
Воспитатель: я хочу показать вам картину, созданную особой техникой. Такие картины называются «панно».
Тканевое панно – это отличный способ сделать необычный декор и израсходовать красивые лоскутки. В качестве основы для этой поделки чаще всего используют подрамник.
Фото 2
При создании нашего панно, использовали лоскутки ткани в технике лоскутное шитьё –это изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются тем, что в данных изделиях есть композиция, т. е лоскутки составляют узор, художественно-эстетический вид, декоративность.
Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Вы можете сами убедиться, что картина из ткани.
Самое древнее изделие лоскутной мозаики было найдено в Египте. В Англии и Франции бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутное шитье возникло в результате нехватки материалов и их дорогой цены. А в России шить из лоскутков стали во II половине 19 века. В это время появился в продаже дорогой заморский ситец.
Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутов – лоскутные одеяла, дорожки, балаганы с Петрушкой.
Фото 3
Из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутное шитье простое и поэтому доступно каждому. Для этого вида рукоделия нужны всего лишь оставшиеся после раскроя кусочки ткани. Чтобы правильно подобрать лоскутики для будущего изделия, необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они взаимодействуют друг с другом. Для этого надо вспомнить, что такое согласованность в сочетании цветов.
Для того, чтобы разобраться в цветовых сочетаниях, применяют цветовой круг.
Какие основные цвета в нем? -(желтый, красный и синий).
Смешение красного и желтого в равных количествах дает какой цвет? (оранжевый цвет,
Красного и синего (фиолетовый,
Синего и желтого? (зеленый).
И прежде чем, мы с вами возьмемся за лоскутки, предлагаю провести физкультминутку и пригласить к нам в гости Петрушку.
(Выбрать одного из детей в театр тантамаресок, для показа упражнений)
Фото 4
Физкультминутка «Петрушка»
Стоит в лесу избушка
А в ней живёт Петрушка
Идут к нему детишки
Попрыгать- поиграть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два –туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два- привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
И Петрушкой словно стали.
Воспитатель. Предлагаю Вам составить узор из лоскутков. Представьте себе, что вы готовите свое панно, какого цвета лоскутки, вы возьмете? Почему? Какого цвета вы возьмете лоскутки для цветов, листочков? Почему?
А теперь попробуйте составить узор из лоскутков.
Продуктивная деятельность дошкольников. Дети выкладывают узор из лоскутков квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
(Воспитатель оказывает посильную помощь детям.)
У русских мастериц каждый лоскуток шел в дело. Так возникла техника - лоскутное шитьё ,очень своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, пришитые на основу, создают объёмное полотно. Здесь в ход могут пойти лоскутки, оставшиеся от пошива одежды и старые вещи, даже трикотажные. Предлагаю вам изготовить своё панно.
Но вначале вспомним правила безопасной работы с иголкой:
• Для работы с иголкой садимся по одному за стол.
• Вдев нитку в иголку, сразу делаем узелок.
• Иголку храним только в игольнице.
• Пользуемся ножницами, чтобы обрезать нитку.
• Ножницы держим сомкнутыми.
• Передаем ножницы сомкнутыми, кольцами вперед.
Фото 5
Воспитатель: Для хорошего настроения в старину мастерицы за работой пели русские народные песни. Мы тоже будем работать под песню.
Включается аудиозапись русских народных песен.
На ткань размером 10*10 см пришиваются необработанные полоски ткани
Рефлексия:
О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось? Что оказалось трудным для вас? Чему учит это ремесло - лоскутное шитье?
Литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Е. Берестнёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» изд. «Печатная слобода» Москва 2013г.
3. В. Н. Косарева. Народная культура и традиции. занятия с детьми 3-7 лет. Изд. «Учитель» г. Волгоград.