Богданова Любовь
Развлечение «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
«Традиции и обычаи русского народа»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад №4
Листвянский детский сад
Развлечение «Традиции и обычаи русского народа».
Подготовила: Богданова Л. В., воспитатель
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Публикация «Развлечение „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, художественно - эстетическая, двигательная, чтение (восприятие).
Задачи: Образовательные:
- Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях.
- Активизировать словарный запас у детей.
- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.
- Учить детей классифицировать малые фольклорные жанры.
- Закреплять приёмы рисования декоративно – прикладного искусства. росписи и лепки из солёного теста.
- Обогащать духовный мир детей.
- Учить детей презентовать свою исследовательскую работу
Развивающие :
-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.
- Воспитывать чувство патриотизма.
- Воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.
Педагогические технологии:
• Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, деление на компании).
• ИКТ (презентация).
• Личностно-ориентированная.
• Игровая (игра-путешествие, д/и)
Материалы и оборудование:
Кукла, эмблемы, старинные предметы быта, карусель, пластилин, плоскостная посуда для рисования, кисти, краски, бубен, куклы, амулеты.
Методы и приёмы
• наглядный (показ слайдов, картинок);
• словесный (загадывание загадок, вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);
• практический (исследовательская деятельность, лепка и роспись посуды);
• игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра с бубном, создание игровой ситуации (игра – путешествие в сказку)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
• Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;
• разучивание пословиц, загадок, примет, небылиц, народных игр;
• экскурсия в музей;
• чтение художественной литературы;
• разучивание хоровода;
• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.
• Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: С каким народом живёшь, его традиции ты бережёшь и др.
• Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций», «Профессия – гончар».
• Дидактические игры: «Отгадай по описанию», «Что перепутал художник»? «Доскажи слова из сказки», «Чей сувенир».
• Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы, сказки: «Иван – Царевич и серый волк», «По – щучьему веленью, по – моему хотенью», «Лиса и журавль», «царевна – лягушка»
Самостоятельная деятельность детей:
• Просмотр книг и иллюстраций
• Настольно – печатные игры
• Сюжетно - ролевые и подвижные народные игры.
• Настольно - печатные игры: «Народные промыслы», «Наша Родина», мозаика «Составь узор».
• Сюжетно-ролевые игры: «День рождение», «Первое купание», «Дочки - матери», «Кафе», «Театр», «В музее», «Ярмарка».
Оборудование: Русские народные костюмы, презентация сказки – слайды, атрибуты к игре «Карусель», эмблемы для детей, старинные предметы, веретено для игры, солёное тесто, плоскостная посуда, гуашь, кисти, салфетки, непроливайки, 3 мольберта, кукла, амулеты.
Посиделки.
1. Дети и воспитатель в русских народных костюмах.
Ритуал:
Вместе хлопнули в ладоши,
Дружно топнули ногою.
Поприветствуем друг друга
Игру по традиции начинаем с круга.
2. Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами целую неделю говорили? Про что узнавали?
Дети: Про традиции и обычаи.
Воспитатель: К нам пришла гостья, она говорит, что только вы её можете помочь, кто она вы узнаете из сказки. Присаживайтесь на коврики перед экраном.
(1 слайд) В некотором царстве, (2 слайд) в некотором государстве (3 слайд) жила капризная принцесса, (4 слайд) которая никого не слушала и всё делала наперекор другим, главное не соблюдала традиции своего Государства, (5 слайд) и тем самым огорчала своего батюшку – царя.
(6 слайд) В январские зимние дни всё царство готовилось к традиционному празднованию рождества; шили костюмы, готовили подарки, разучивали песни – колядки.
(7 слайд) Все были в ожидании Рождественских чудес. Ведь в эту рождественскую ночь и происходят настоящие чудеса. Одна принцесса не принимала никакого участия, а только посмеивалась над всеми и говорила: «Ну, подумаешь – Рождество, всё равно никаких чудес не происходит в этот день, без праздника обойдусь, и ничего мне за это не будет».
(8 слайд). Вот наступило долгожданное 7 января. Все жители данного государства в маскарадных костюмах с традиционными блюдами, с песнями, отправились колядовать. Осталась принцесса одна.
(9 слайд) Как только пробило 12 часов ночи, налетел сильный ураган, от которого распахнулись настежь окна и двери. Мощный вихрь подхватил принцессу и унёс (10 слайд) далеко – далеко от своего государства.
С той поры принцесса ищет дорогу домой, но путь найдёт в том случае, когда узнает, что такое традиции и насколько важно их соблюдать, будь ты – принцессой или простым человеком. (11 слайд) Так принцесса добралась до нашего детского сада. Поможем ей, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель:
Ты принцесса посиди,
Русские традиции посмотри.
Воспитатель: Какие русские традиции вы знаете?
Дети: «Ивана Купала», «Крещение», «Пасха», «Троица», «Рождество», «Масленица», «Вербное воскресенье».
Воспитатель: Что ещё узнали про традиции?
Ответы детей:
Воспитатель: Маша Сенькова расскажет о традиционном праздновании Рождества. Присаживайтесь, пожалуйста, на скамейки.
2. Презентация традиций :
1. Рождество (обычаи : делать подарки, угощать, шить маскарадные костюмы, разучивать колядные песни, примета). (слайды)
Воспитатель: Доминика расскажет всё о масленице. (презентация с рисунками)
2. Масленница - проводы зимы (обычаи : блины, игры, сжигание чучело, приметы. (рисунки)
Воспитатель: Какая масленица без весёлых каруселей!
Дети дружно не зевайте,
Ленты быстро разбирайте!
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, Тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Воспитатель: Максим расскажет о русском старинном обычаи, париться в бане (презентация с иллюстрациями).
3. «Русская баня»
Воспитатель: За прекрасные презентации мы выражаем вам благодарность.
Воспитатель: Уважаемая, принцесса, ты всё запоминаешь? Эти традиции к нам пришли из далёкого, далёкого прошлого, они передавались из поколения в поколение. Я надеюсь, что вы тоже будете поддерживать культуру своего народа и передавать её своим детям и внукам.
3. Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Посмотрите на нас, в каких мы костюмах, как они называются?
Дети: Русские народные. В них раньше ходили наши прабабушки и прадедушки на праздники (показ костюмов на экране будничных и праздничных).
Воспитатель: После рабочего дня в зимние вечера женщины и мужчины собирались в одном доме. Как это называлось?
Дети: посиделки.
Воспитатель: Вы хотите отправиться в прошлое на посиделки?
Жизнь без праздника и посиделок, что еда без хлеба.
Воспитатель: Сначала надо преодолеть препятствие:
4. Игра бубном
Ты катись весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам,
Назовёт старинный предмет и его предназначение, пословицу, небылицу, примету, сказку, подберёт пословицу к сказке «Лиса и журавль», к какой сказке относится пословица «Век живи, век учись», дразнилку, считалку, присказку.
Открыть занавес.
5. Детушки, мои любимые!
Оглянитесь вокруг,
Да скажите-ка мне, вдруг!
Где мы с вами находимся?
Дети: В горнице.
Воспитатель: что такое горница?
Дети: Это одна из самых светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Воспитатель: Что самым главным является в доме?
Дети: Печь и стол.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. Стол называли – ладонь – божья.
Воспитатель: Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.
Хозяюшка, выходи
Гостей в горнице прими!
Воспитатель: А вот и хозяйка нас встречает с караваем.
Девочка: Дай Бог тому,
Кто к нашему двору,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житиём, и бытиём, и здоровьицем!
Ребё нок: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью.
Воспитатель: Хозяюшка, мы не одни пришли, гость дорогую привели, можно мы её на почётно место посадим.
(Хозяюшка сажает принцессу за стол)
Дети делятся на з компании
6. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь, согласно своим эмблемам (пояснение, почему занял это место).
Воспитатель: При лучине женщины занимались рукоделием. Подскажите каким?
Дети: Шили, вязали, вышивали, пряли…
Воспитатель: Чем могли заниматься мужчины?
Дети: катали валенки, плели лапти, вырезали из дерева посуду…
Воспитатель: Главное они собирались для общения, работа сопровождалась задушевными беседами.
Наша матушка - Россия мастерами славится.
В каждом городе умельцы,
Своим делом занимаются.
Выбор посыльного считалочкой.
- Задание для первой компании: «Гжельские мастера» расписывает Гжельскую посуду.
- Задание для второй компании: «Хохломские мастера» расписывает Хохломскую посуду.
- Задание для третьей компании: «Гончары» Из солёного теста лепят посуду.
Выставка творческих работ.
Воспитатель: Ребята, представьте свои работы.
Посмотри, принцесса, какие мастера прославляют нашу Россию.
7. Д/и «Да – нет». На пасху красят яйца? На рождество обливаются водой? На масленицу рвут вербу? Кокошник головной убор? Пицца русское блюдо?
Воспитатель: Ребята, почему сейчас не существует посиделок?
Дети: Общаемся по телефону, информацию узнаём из интернета, телевизора, вещи покупаем в магазине.
8. Воспитатель: На славу вы потрудились, а кто как работает, тот так и отдыхает.
А теперь, народ!
Становись в хоровод,
Без толчеи и спешки.
Хоровод «Заплетаю сито».
Заплетаю сито, сито – решето,
Заплетаю сито, сито – решето.
Заплёл сеньчик – сизый голубеньчик,
Заплёл сеньччик – сизый голубеньчик.
Расплетаю сито, сито – решето,
Расплетаю сито, сито – решето.
Расплёл сеньчик – сизый голубеньчик,
Расплёл сеньчик, - сизый голубеньчик.
9. Воспитатель: Ребята, принцесса сменила свой наряд, благодарит вас за помощь, она узнала, что очень важно соблюдать традиции своего Государства и ей хочется домой вернуться в русском народном костюме.
10. Итог ООД.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев. С каким народом живёшь – его обычаи и бережёшь.
Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа, кто будет придерживаться их, возьмите, пожалуйста, амулеты, которые, принесут вам удачу. Я вложила в них свою любовь к вам, надежду и веру в вас, что вы станете достойными людьми своей страны.
11. Ритуал окончания.
Всё то, что узнали
Мы сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим!