Джамиля Фаттаховна Тухватуллина
Развлечение с детьми старшего возраста. «Математика в сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :Развитие интереса к математическим действиям :решения задач,сравнения,измерения,сложения,вычитания.
Задачи :
1. Знакомить с цифрами второго десятка(11,12).
2. Упражнять в экспериментальных действиях проблемных ситуаций.
3. Развивать сенсорные способности (форма,величина,масса)
4. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам,умение принимать ответственность
Интеграция деятельности :
Публикация «Развлечение с детьми старшего возраста, „Математика в сказке“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2014
Игровая:сюжет с героями сказок.
Познавательная:экспериментирование и опыты в области стихий (огонь, вода,воздух).
Музыкальная:маршевые пропевки.
Физическое развитие :ходьба по наклонной доске,ходьба на месте.
Р-С:Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы.
Дети:Здравствуйте.
Р-С:Меня зовут рассказчица– сказочница,а вас как. Давайте договоримся,что как мой платочек передаете другу, так и называете свое имя.
Дети:(Называют свои имена, передавая платочек сказочницы соседу).
Р-С:Вот и познакомились. Сколько же глазок умных,веселых, на меня глядят,узнать мудрую сказку хотят!
Дети:(Кивают головой)
Р-С: Много мне уже годков,не все имена припомнить могу,не со всеми делами сладить. Придется вам мне помогать,где клубочек подержать,где с Чудом-Юдом сразиться,Бабу–Ягу перехитрить,с волшебницей встретиться,да домой воротиться. Согласны?
Дети:Да
Р-С:Давным-давно это было. В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были малыши–удальцы. Так их много было,что не сосчитать. Да донимали их разные чудища. А они все вместе соберутся, да от чудищ отобьются. И мы сейчас пойдем да к ним в гости попадем Кто же клубочек будет разматывать да путь-дорожку указывать
Дети:(выбирают ведущего по считалке)
Один,два,три,четыре,пять
Встанем,дети,в круг опять.
Пять,четыре,три,один
В сказку попасть хотим!
Р-С:Вот тебе клубочек. Смело нас веди дружочек.
(Дети проходят отрезок веревки,которая обрывается и останавливаются).
Р-С:Это неспроста,здесь начинаются чудеса.
(появляется табло с нарисованным Чудо–Юдо трехголовым,и из каждой головы извергается огонь–бенгальские огни,воздух–струя из качка, вода–струя из распылителя).Вот так зверь заморский. Каждая голова свою стихию извергает:огонь,воздух и вода. Дети,как вы думаете, опасен ли он для нас?
Дети:Опасен
Р-С:Почему?
Дети:(огнем можно обжечься,водой захлебнуться,от ветра простудиться).
Р-С:Нужно Юдо,победить и стихии удалить–головам все рты закрыть и замочки прикрепить. Сначала надо померить расстояние на котором нам будет находиться безопасно. Как это проверить с головой,извергающей огонь?
Дети:(взять предмет,который быстро загорается).
Р-С: Что это может быть?
Дети:Дерево,бумага,свечка,вата
Р-С:А еще бенгальские огни быстро загораются. Что нужно обязательно помнить когда дело имеешь с огнем.
Дети:Если загорится бумага,то надо позвать взрослых,чтобы ее надо потушить.
Р-С:Что может потушить огонь?
Дети:вода,огнетушитель,пеной,песком,свечку можно просто задуть.
Р-С:Как удачно,что песок рядом,возьмем свечки, и медленно с вытянутой рукой будем приближаться к огненной голове Чуда-Юда. (Свечка загорается и быстро тушится в песке) Складываем оружие (свечки).Отметим место возгорания. Какой вывод можно сделать?
Дети:За эту черту заходить опасно. Безопасное место на один шаг назад от черты.
Р-С:Сколько шагов остается до головы Чудовища?
Дети:До огненной головы расстояние равно 2-ум шагам.
Р-С:Выбираем меч равный двум ваших шагам. (Совместно с детьми с мечом, у которого на конце присоска, медленно продвигаемся к указанной черте и закрываем рот).Теперь надо победить голову с водой. Вы говорили, что вода опасно возможностью захлебнуться. Как можно спастись от натиска воды.
Дети:Нужно набрать воздух и не дышать.
Р-С:Но ведь без воздуха мы долго не выдержим. Давайте определим,сколько вы можете продержаться без воздуха. По команде вы наберете воздух в рот и затаите дыхание, я громко буду считать. Каждый должен проследить за собой и запомнить то число,которое прозвучит в момент первого вашего вздоха. 1,2, 3–замри
Дети: (Набирают в рот воздуха и замирают)
Р-С:Кто дольше всех продержался без воздуха?
Дети:(Дети называют свои достижения).
Р-С: Какие можно сделать выводы?
Дети:(рассуждают,взрослый подводит к тому,что процесс действа должен пройти в период самого наименьшего числа).
Р-С: А как нужно победить воздух.
Дети: Надо теплее одеться и лицо обмотать.
Р-С:Оденемся и затаим дыхание,чтобы закрыть рты Чуду-Юду. (Дети одевают шапки)На счет–3 подходим к остальным двум головам и заклеиваем рты скотчем. (Дети приклеивают скотч к головам зверя. Чудище исчезает).
Дети: Ура!Мы победили.
Р-С:Что ж пора идти дальше. Где наш клубок?
Дети:Что это (Появляется Баба-Яга).
Баба– Яга:Вот вы и попались в мою паутину.
Р-С:Но Баба-Яга не плетет паутину.
Баба-Яга:Моя паутина особенная и ключ от нее спрятан в моих клеточках (некоторые клеточки состоят из липкой ленты.)
Дети:Надо отгадать,что спрятано в них.
Баба-Яга: Вот моя первая задачка:У стены стоит кадушка, а в кадушке той–лягушка. Если б было 7 кадушек,сколь было бы лягушек?
Дети:Ни одной.
Баба-Яга:Надо же отгадали.
Р-С:Да хитрая ты Баба-Яга. Что еще там припасла?
Баба-Яга: Еще одна задача: У бабушки Даши внучка Маша,кот Пушок,собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Дети: Одна внучка.
Баба-Яга: Вот какая в голову история с ежиком вспомнилась:
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два–под березой,
Один-у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Р-С:Как узнать, сколько же ежик грибов нашел?
Дети:Надо сложить 2 и 1 будет 3.
Р-С:Сколько же получилось?
Дети: У ежика в корзине 3 гриба.
Баба-Яга:Какая умная детвора пошла. Все задачки решают Есть у меня еще одна:
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок.
Р-С:Как здесь узнать сколько лодырей-сорок прилетело на урок?
Дети: Надо вычесть из 7сорок, прилетевших на урок,3 сороки, приготовившие уроки, и получится 4.
Баба-Яга:Это верно,детвора. Вам домой идти пора. (Дверь открылась дети выходят из сети).
Р-С:Мы идем выручать ребят,попавшись в беду. Я правильно говорю?
Дети: Да.
Р-С: Где же наш клубочек? Продолжим путь-дорожку.
Дети:(Катят клубок и натыкаются на мосток со стражем перед замком). Здравствуйте,нам бы до замка добраться.
Страж:Кто вы,и зачем.
Дети:Мы из детсада. Идем в тридевятое царство выручать детей.
Страж:Я не могу пропустить вас туда,пока вы не отгадаете задачку.
Р-С:задавайте вашу задачку.
Страж: Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им переправиться на другой берег,если лодка может взять только одного человека?
Дети:(Рассуждают, примеряют, подошли к реке с разных сторон.)
Страж:Вы ответили правильно, и я могу вас пропустить,чтобы вы ребятам помогли.
Р-С:По мостику идем осторожно. (Проходят по наклонной ребристой гимнаст. доске, приподнятой от пола на 45см. Спускаются прыжком, и проходят по «коридорчику» между стеной и ряда стульев доходят до ковра, где расположен большой круг. Дети встают вокруг круга. Появляется «Волшебница»).
В-М:Здравствуйте друзья. Ваш путь был трудным, но вы быстро и правильно решали задачки.
Дети:Здравствуйте. Кто вы?
В-М:Я-Волшебница,а второе мое главное имя вы должны догадаться после выполнения заданий. По краю этого круга есть домики,в которых живут цифры. Ваша задача их открыть,чтобы отгадать,что означает этот круг. Я обращаюсь к тебе (имя ребенка, рядом с которым находиться домик с цифрой 1)Скажи,после какого числа живет число 2
Реб-к: Это число 1
В-М. Проверь свой ответ сам. (Ребенок открывает окошечко и видит цифру 1)Что это за цифра?
Реб-к: Один
В-М:Теперь задачка для тебя (обращение к реб-ку,возле второго окошечка).Число 3 это в будущем,а число 2 уже в прошлом. О каком числе идет речь?
Реб-к:Это число 2
Волшеб-ца:Открой окошечко в домике (Реб-к открывает окошечко и видит цифру-2)Какая цифра открылась?
Ребенок :Два
В-М:Следующее окошечко для тебя (обр-ся к ребенку,стоящему возле второго окошечка)Назови предшествующее числу четыре
Ребенок:Это число три (Открывает окошечко и видит цифру–3)
В-М: Какая там цифра нарисована?
Ребенок: Три
В-М: Следующая задача:Это число больше чем предшествующая 3 на 1 Какое число спрятано в домике?
Реб-к:Это число–4 (Открывает окошечко)Здесь спряталось цифра–4
Волшеб-ца:Пошли дальше считать и задачи решать. Это число состоит из числа 4 и 1.
Реб-к:Это число–5.(Откр-ет окошечко и видит цифру-5).Здесь цифра–5.
В-М: След-щая задача: У этого числа есть близкие соседи:5 да 7.
Реб-к:Это число 6.(Откр. цифру 6)
Волшеб-ца: Задание для другого молодца:это число,которое идет сразу же после числа 6.
Реб-к: Это число 7.(Открывает окошко и видит цифру-7)
В-М:Идем дальше. (Обр-ся к ребенку) Было 7,а стало …
Реб-к: 8 (Открывает окошечко)
В-М:Числовой ряд кончается,а задачки не кончаются,поэтому в окошечке спрятана цифра равная числу конечному, идущему рядом с числом 8.
Реб-к: Это число 9.(Откр. окошечко)
В-М:А оставшиеся окна открою я сама. (Откр окошечко с цифрой 10)Кто знал про эту цифру? (Дети поднимают руки) Число 10 больше чем 9?
Дети: 10 больше чем 9 на один
Волшеб-ца:Пойду,освобожу следующую цифру. Вот так чудо посмотрите, 1 на 10 сложите,получилось-11. Повторите его друзья и запомните навсегда.
Дети: 11.
Волшеб-ца:И последнее окошко спрятало цифру 12. Повторите,потому что число 12 будет с вами часто встречаться.
Дети: 12.
Волшеб-ца:Наш круг превратился во что?
Дети:Круг превратился в часы.
Волшеб-ца:Но здесь что-то не хватает.
Дети:Здесь еще стрелки надо.
Волшеб-ца:Стрелки,выходите сюда. (Выходят стрелки, чеканя шаг под маршевую музыку)
Шаг за шагом.
Шаг за шагом.
Мы идем с тобою рядом.
По-вто-ри.
(Дети на месте шагают в ритм стрелок).
Утром в шесть встаем мы вместе
И по-шли.
Утром в девять чай я выпью
Ка-шу съем.
А в двенадцать на прогулке
Бу-дет день.
И дневной наш сон продлиться
Два ча-са.
Наступает полдник вкусный
Ча-ча-ча.
А за ужином мы скажем
Ну по-ка.
Вечером домой идем мы
До ут-ра.
Ночью спим мы крепко, крепко
Не бу-ди.
Вот и утро наступило
По-вто-ри.
В-М:Отгадали ли вы мое второе имя?
Р-С:Кто догадался и тайну имени волшебницы открыл?
Дети:Это математика.
Р-С:Правильно,математика А волшебница потому, что все в ее руках превращается:Утро в день,а вечер в ночь. Числа в цифры,а в числа птицы. Давайте попросим математику помочь нам найти наших друзей
Дети: Математика помогите нам найти друзей.
В-М:Конечно помогу. Ваши друзья находятся в той коробке,которая весит как вот этот предмет (Показывает на утюг).Выбирайте из этих коробок.
Дети:(Пытаются сравнить, взвешивая руками).
Р-С:Подскажите,как узнать вес каждой коробки?
В-М:Предлагаю сделать весы. (Ставится объемная фигура- треугольник,а наверх планку,выравнивая по центру).
Дети:(Примеряют каждую коробку к мере веса-утюг. Находят нужную, открывают и вынимают мягкие мелкие игрушки–зверушки).
В-М:Выбирайте для себя любимого друга. Когда придете домой,они оживут.
Дети:(Выбирают игрушку).
Р-С:Путь наш долгим был сюда,но домой уже пора. Можно ли дойти быстрее?Кто может ответить на этот вопрос?
Дети:Математика.
В-М:Я,подскажу,путь-дорогу укажу. Вот воздушные шары,которые поднимут вас на большую высоту,и опустят на ковер.
Р-С:Давайте поблагодарим Математику-Волшебницу.
Дети:Спасибо,математика за увлекательное путешествие. (Дети берутся за пучок воздушных шаров и опускаются на ковер).
Р-С:Понравилось ли вам путешествие в тридевятое царство (Да).Что понравилось больше всего.
Дети:(Делятся своими впечатлениями).