Мария Уколова
Развлечение «Моя Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Моя Кубань»
Цель: Закрепление знаний о быте и традициях кубанских казаков.
Программные задачи: сформировать представление о жизни и быте казаков, о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословиц о труде. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, физическую активность, выносливость, воспитывать уважение к старшему поколению.
Публикация «Развлечение „Моя Кубань“» размещена в разделах
- Кубань
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Материалы: Иллюстрации с изображением жизни и быта казаков, колесо времени, ,рушник, казачьи костюмы
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с иллюстрациями о традициях и быте казаков, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Ход занятия:
Звучит кубанская народная песня.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в прошлое Кубани.
Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель:
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские.
Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?
Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Ведущая: Ребята, отгадайте мою загадку:
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Казачки занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, А дом был на хозяйке — казачке. Казачка занимается по хозяйству: ходит по воду к колодцу, стирает, гладит белье, готовит обед, печет хлеб для своей семьи.
Казаки занимались гончарным, кузнечным делом, резьбой по дереву, мастерили игрушки. Казак работает в поле, добывает пищу для семьи, ловит рыбу, занимается охотой, а самое главное - охраняет границу от врагов.
Рушник играл важную роль в жизни человека.
Им в старину казаки украшали свой дом, вешали в самый красивый угол.
Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали.
Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
- А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?
-Красный, чёрный.
- А знаете, что означает эта вышивка?
Вышивка означала следующее.
Цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи.
Корни - бабушка и дедушка.
Цветы - родители, бутоны – дети.
В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия - символ земли. Рушниками украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона.
Дорогих гостей встречали хлебом солью.
С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу встречать весну, завлекать красну. Женщины пекли в это время «птушек» или «жаворонков» и раздавали их детям, чтобы зазывать весну.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Семьи у казаков были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.
Народ придумал много пословиц о семье.
Проводится игра «Закончи пословицу»
1. В гостях хорошо – а дома лучше)
2. Когда семья вместе и – сердце на месте)
3. Всякой матери свое - дитя мило)
4. На свете родней не найдешь, - кроме отца и матери)
5. Мой дом - моя крепость
6. Дом красив не углами, а пирогами.
7. Мать кормит детей - как земля людей.
8. При солнышке тепло, а при матери добро.
Дети, а какую работу выполняли казаки?
А вы ребята знаете, чему главному учили детей в казачьих семьях?
Уважать и почитать старших. Быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду.
Какую работу выполняли казачата?
Помогали старшим в огороде, пасли скот, нянчили младших детей, свою старшую сестру казачата в детстве называли словом «няня».
Девочки: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5-7 лет, училась ткать, помогала готовить обед, а также обязательно песням, танцам
Мальчики: С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.
Конь казаку лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья
Народ придумал много пословиц о семье.
И сейчас мы убедимся в мастерстве наших девочек - кубаночек.
Посмотрим могут ли они сматывать нитки в клубок, ведь, если с детства не научишься, всю жизнь намучишься.
Проводится игра-соревнование: Кто быстрее намотает клубок.
А сейчас поиграем в любимую игру казаков.
Игра: «Казачьи скачки»
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать.
«Кубанка- шапка казака»
Ребята делятся на равные две команды. Игроки по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.
Игра «Перетяжка» : Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет канат, а за него берутся играющие, также с противоположной стороны. Перетянувшие выигрывают.
Игра «Передай подкову»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
Игра «Заря- зарница»
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
Ребята, вам понравилось путешествовать, что полезное вы узнали? Сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.