Изолина Чубукова
Занятие «Кубань моя — любовь моя»
Методическая разработка «Кубань моя – любовь моя» включает в себя цикл познавательных занятий, которые охватывают широкий круг деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Эти занятия позволяют формировать у детей представление о Краснодарском крае, его истории и традициях, о народе, населяющем Кубань, о животном мире и природе.
Методическая разработка может быть полезна воспитателям и педагогам детского сада.
Введение
Публикация «Занятие „Кубань моя — любовь моя“» размещена в разделах
Чувство любви к Родине, к родному краю формируется на основе привязанности, преданности, ответственности по отношению к месту, где родился. Знакомство детей с родным краем формирует у дошкольников патриотические чувства. Если дети получат яркие впечатления о родной природе, об истории края в детстве, эти впечатления останутся в памяти ребенка на всю жизнь, сформируют уважительное отношение к малой Родине и глубокие патриотические чувства.
Беседы с детьми и их родителями дают основание сделать вывод, что дети дошкольного возраста и их родители не достаточно знают о родном крае, о родном городе, об особенностях климатических условий, растительного и животного мира и о жизни народов края. На основе этого было решено разработать цикл тематических занятий, подготовить презентации.
В свое время губернатор Краснодарского края Ткачев А. Н. ввел в программу всех школ Кубани дисциплину Кубановедение. Подобная образовательная деятельность интересна и доступна и дошкольникам. Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с Малой Родины и начинается познание ребенком окружающего мира. Какой интересный материал! Сколько можно и нужно показать детям! Кубанская земля – казачий край, но на ней живут люди разных национальностей: русские, адыги, армяне, греки, украинцы и многие другие. У каждого народа свои обычаи, праздники, песни и сказки и всех их объединяет любовь к нашей прекрасной Кубани. Здесь и воспитание толерантности, любви, взаимоуважения и понимания! Краснодарский край имеет свою символику: герб, флаг, гимн. Символы и знаки, пожалованные Кубанскому казачеству, свидетельствуют о его военных заслугах, мужестве и верной службе Родине. Изучая символику – учим детей гордиться своей сторонушкой, интересоваться историей, учим уважать своих предков. Столица Кубани – Краснодар, административный, промышленный и культурный центр Краснодарского края. Что могут знать о своем городе дошкольники? Как сделать так, чтобы им была интересна история города? Как подвести к тому, чтобы у детей возникло желание сохранить и украсит родной город? Слова неизвестного мне автора звучат рефреном, главной темой деятельности по воспитанию у детей патриотических чувств.
Столица Кубани – мой город родной!
И в будни и в праздник ты вместе со мной!
Тебя на века воздвигали любя,
Мой долг сохранить и украсить тебя!
Красоту казачьего края в настоящее время возможно показать дошкольникам не выходя из детского сада! Использование информационно-коммуникационных технологий помогает заглянуть детям в каждый уголок Малой Родины. При проведении цикла познавательных НОД используются презентации: «Наш край», «Красная книга Краснодарского края» «Достопримечательности города Краснодара», «Володя Головатов» и другие. Использование интерактивных игр в ходе НОД позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Например, интерактивная игра «Найди символы» вызывает интерес к познавательной деятельности – дети узнают и выбирают на экране герб и флаг России, Кубани, города Краснодара. В течение многих лет своей педагогической деятельности я веду работу по ознакомлению детей с родным краем. Отработанные с годами методики сочетаются с новыми ИК технологиями, которые открывают педагогам невероятные возможности. Использование интерактивной доски, демонстрация презентаций позволяет наиболее полно и успешно реализовать программные задачи цикла познавательных занятий по ознакомлению детей с Родным краем, по воспитанию у дошкольников патриотических чувств. Чтобы
методическая разработка «Кубань моя – любовь моя» была реализована в практике, знакомство с родным краем должно красной ниточкой пройти по всей непрерывной образовательной деятельности педагога. Необходимо разработать презентации, оснастить развивающую среду наглядным материалом о Краснодарском крае, подобрать игры.
Для воспитания нравственных и патриотических чувств, чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они – родные места, знамениты и неповторимы. Активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги, однако, достичь хороших результатов по патриотическому воспитанию возможно только во взаимодействии педагогов с родителями.
Цель методической разработки: разработка цикла познавательных занятий для детей старшего дошкольного возраста, включающих разные формы и методы образовательной деятельности для формирования у старших дошкольников представлений о своей малой Родине - Краснодарском крае.
Задачи:
1. Знакомить детей с культурным наследием, настоящим и историческим прошлым своего народа, достопримечательностями.
2. Расширять и углублять знания дошкольников по краеведению через знакомство дошкольников с природными особенностями Краснодарского края, через обогащение знаний о животном и растительном мире.
3. Развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город.
4. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
5. Развивать познавательный интерес и творческие способности дошкольников.
Планируемый результат:
Обогащение и систематизация знаний детей о Краснодарском крае, его истории, о природе растительного и животного мира.
Расширение представлений детей о родном городе, его предприятиях.
Содержание методической разработки:
Методическая разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста состоит из цикла познавательных занятий, двух развлечений - викторин и праздника «Кубань моя – любовь моя».
Праздник «Кубань моя – любовь моя» проводится в начале учебного года, приурочен ко дню образования Краснодарского края (13 сентября) и открывает цикл занятий по познавательной деятельности. Занятия по познавательному развитию распределяются по одному в месяц, начиная с ноября. Развлечения для детей проводятся в виде викторин, одно развлечение «Кубань – сторонушка моя» – в январе, второе развлечение «Наши соседи» - в апреле.
НОД:
1. Тема: «Краснодар – столица Кубани» НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Расширять представления о Краснодаре – главном городе, столице Кубани и его достопримечательностях, его жителях
• Дать доступные детям сведения об истории возникновения названий
«Екатеринодар», «Краснодар»;
• Расширить кругозор детей.
•Воспитывать любовь к Родине.
2. Тема: «Ночной Краснодар» НОД по аппликации в подготовительной группе
Программные задачи:
• Учить детей создавать несложную композицию ночного города, отражая его красоту. Закреплять приёмы вырезывания и наклеивания домов, деревьев, транспорта. Формировать умение подбирать нужные цвета для композиции.
•Воспитывать любовь к Родине. Способствовать эмоционально-творческому развитию личности ребёнка.
3. Тема: «По страницам истории Краснодара» НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Познакомить детей с историческими событиями освобождения города, с его героями и защитниками.
• Воспитывать интерес к истории родного края, прививать чувство любви, патриотизма, гордости за свою страну и народ.
4. Тема: «Защитникам Кубани посвящается»
НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Познакомить детей с героями, защищавшими Кубань в годы В. О. В.
• Закрепить знания о том, как кубанский народ чтит память своих земляков
• Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества, к родным местам.
5. Тема: «Ознакомление с символами России и Краснодарского края»
НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Формировать интерес к малой Родине.
• Познакомить детей с гимном Краснодарского края (Кубани).
• Закрепить знания детей о символике края: гербе, флаге.
• Воспитывать чувство любви, уважения к своей малой Родине, её обычаям, традициям, народном творчестве.
6. Тема: «Красная книга Краснодарского края»
НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Дать детям представления, что такое «Красная книга».
• Формировать навыки правильного поведения в природе.
• Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
• Воспитывать бережное, заботливое, чуткое отношение к природе, ко всему живому.
7. Тема: «Многообразие животного мира Краснодарского края»
НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Продолжать знакомить детей с разнообразием животного мира Краснодарского края;
• Развивать интерес к своей малой родине; развивать познавательные способности;
• Воспитывать желание заботиться о животных
8. Тема: «Кубань - жемчужина России» НОД по познавательному развитию
Программные задачи:
• Уточнить знания о своем родном крае, его названии, о главном городе нашего края – Краснодаре. Показать на карте границы нашего края.
• Познакомить с ближайшими соседями нашего края (Украина, Ростовская область, Ставропольский край). Найти на карте города Краснодарского края (Анапа, Новороссийск, Сочи, Туапсе и др, реки, которые протекают по краю.
• Дать знания, какие предприятия работают у нас в крае, что добывают. Объяснить, почему называют «Кубань - это житница страны»
Развлечения:
1. Тема: «Кубань – сторонушка моя» викторина для детей подготовительной группы
Цель:
Развивать представления детей об историй развития Краснодарского края. Знакомить с фольклорным, музыкальным и художественно-литературным наследием кубанского народного творчества.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани через творческую деятельность.
2. Тема: «Наши соседи» викторина для детей подготовительной группы
Цель:
Познакомить с обычаями, бытом и культурой кубанского народа.
Развивать речевую культуру, любознательность, познавательный интерес к изучению истории Кубани.
Развивать познавательные интересы.
Воспитать любовь к родному краю, желание соблюдать традиции предков.
Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга.
Методы и приемы работы:
- наглядный - ответы детей с использованием демонстрационного материала, презентации;
- наглядно-практический–игровые задания, экспериментирование, творческая деятельность;
- словесный - художественное слово, загадки, беседа, пересказ рассказа, вопрос-ответ, описательный рассказ;
- проблемно - поисковый – коллективная мыслительная деятельность в группах.
При проведении НОД, викторин широко используется прием эмоциональной заинтересованности - музыкальное сопровождение, песни, элементы игры, литературные произведения
Заключение:
Чтобы дерево росло и набирало силу – ему необходимы корни. Чем лучше развита корневая система, тем краше, выше и ветвистей крона, могуч и необъятен ствол. Так и маленькому человеку необходимо иметь свои «корни», знать свои «корни», чтобы вырасти сильным, смелым, уверенным в своих силах. Без этих знаний, без этой уверенности, без этой радости любить свою родную землю трудно придется в жизни человеку. Любовь к своей родной земле, к своим корням педагоги и родители раскрывают в сердце каждого ребенка.
Формирование знаний, касающихся прошлого и настоящего родной Кубани – это сложный педагогический процесс, предполагающий целенаправленную деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия. В данной разработке даны конспекты НОД, сценарии развлечений и праздника. материалы методической разработки «Кубань моя – любовь моя» дадут возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми: используя цикл НОД, каждый педагог продумает и добавит свой материал, разработает свои конспекты, вкладывая свою любовь, знания и умения.