Получи документы

Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Измайлова Екатерина
Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. По своей индивидуальной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного, является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности его развития.

2. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.

Публикация «Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

3. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

"Под творческой деятельностью детей понимается не столь сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия- сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению" - отмечает Н. А. Ветлугина.

4. В детском саду Художественно-эстетическое развитие детей осуществляется через разные виды детской деятельности :

-музыкальная деятельность

- изобразительная деятельность

- конструктивно-модельная деятельность

- приобщение к искусству

- прикладное творчество

- театрализованная деятельность

- хореография

Являясь частью культурно-досуговой деятельностью ДОУ, праздник (развлечение) развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности. О нем сегодня и поговорим более подробно.

5. Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

6. Развлечение раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом развлечении присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, развлечение является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование художественных средств, в работе с детьми позволяет расширить кругозор, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

7. Цель развлечения - в познании детьми окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, а также в проявлении своих художественных способностей и творческих инициатив.

8. Развлечение помогает решать многие задачи воспитания:

- дать детям радость и побуждать их к активности;

- дать яркие художественные музыкальные впечатления;

- привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Развлечение, как категория педагогики является своеобразной формой творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка.

9. Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.

Содержание развлечений влияет на форму (концерт композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д. Разнообразная тематика развлечений дает возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

10. Место музыки в развлечениях. Музыка в развлечениях используется по- разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы,

хореографические миниатюры, хороводы, в другом - применяется частично (спектакли, игры- драматизации, музыкально-литературные композиции). Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.

Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.

11. Исполнение музыкального материала. Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы, либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.

11. Участие детей. В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный исполнительский репертуар. Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

12. Виды и формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.

13. Обязательное условие на всех детских праздниках и развлечениях должно быть участие каждого ребенка в сценарии праздника. Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф тщательно продумывают где и как будет принимать участие на празднике или развлечении тот или иной ребёнок с учетом его способностей и возможностей.

14. Принципы составления сценариев развлечений

Сценарий — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. При разработке сценария прежде всего определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения. Учитываются все виды деятельности!

15. Планирование развлечений

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и - подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.

Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели во второй половине дня. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара.

16. Нетрадиционные досуги и развлечения

Подготовка и проведение нетрадиционных досугов и развлечений в детском саду — это возможность актуализировать творческий потенциал воспитателя, и ребенка. Сама организация нетрадиционного досуга отличается не только внешними, процессуальными средствами активизации творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личностным качествам ребенка: самостоятельности, коммуникабельности, субъектности, креативности.

В период подготовки нетрадиционного досуга наравне с воспитателями активную роль играют дети и родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить: подобрать стихотворение, выучить песню или танец, составить кроссворд или викторину, скроить, сшить, склеить костюмы, маски, декорации и т. д. Однако подготовка к проведению досуга и развлечения на этом не заканчивается — проводятся совместные репетиции, разучиваются массовые танцы и песни.

День проведения нетрадиционного досуга или развлечения обязан тоже быть необычным, психологический настрой детей, родителей, воспитателей должен соответствовать целям проведения занятия.

1. Максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях.

2. Основой детского эмоционального настроя является «занимательность», а не «развлекательность».

3. Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.

4. Целесообразна дифференциация детей по склонностям и способностям.

5. Постоянная позитивная оценка проявленных результатов детского творчества.

6. Творческое отношение музыкального воспитателя к проведению нетрадиционных занятий и праздников.

17. Вывод

Мы выяснили, что развлечение, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности. И в заключение следует отметить, что творческое развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 13:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Измайлова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД