Измайлова Екатерина
Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. По своей индивидуальной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного, является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности его развития.
2. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.
Публикация «Развлечение как одна из форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
3. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
"Под творческой деятельностью детей понимается не столь сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия- сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению" - отмечает Н. А. Ветлугина.
4. В детском саду Художественно-эстетическое развитие детей осуществляется через разные виды детской деятельности :
-музыкальная деятельность
- изобразительная деятельность
- конструктивно-модельная деятельность
- приобщение к искусству
- прикладное творчество
- театрализованная деятельность
- хореография
Являясь частью культурно-досуговой деятельностью ДОУ, праздник (развлечение) развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности. О нем сегодня и поговорим более подробно.
5. Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т. д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.
6. Развлечение раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом развлечении присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, развлечение является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование художественных средств, в работе с детьми позволяет расширить кругозор, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
7. Цель развлечения - в познании детьми окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, а также в проявлении своих художественных способностей и творческих инициатив.
8. Развлечение помогает решать многие задачи воспитания:
- дать детям радость и побуждать их к активности;
- дать яркие художественные музыкальные впечатления;
- привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений. Развлечение, как категория педагогики является своеобразной формой творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка.
9. Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.
Содержание развлечений влияет на форму (концерт композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д. Разнообразная тематика развлечений дает возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.
10. Место музыки в развлечениях. Музыка в развлечениях используется по- разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы,
хореографические миниатюры, хороводы, в другом - применяется частично (спектакли, игры- драматизации, музыкально-литературные композиции). Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.
Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.
11. Исполнение музыкального материала. Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы, либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.
11. Участие детей. В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный исполнительский репертуар. Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).
С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.
В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.
12. Виды и формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.
Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т. е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.
13. Обязательное условие на всех детских праздниках и развлечениях должно быть участие каждого ребенка в сценарии праздника. Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф тщательно продумывают где и как будет принимать участие на празднике или развлечении тот или иной ребёнок с учетом его способностей и возможностей.
14. Принципы составления сценариев развлечений
Сценарий — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. При разработке сценария прежде всего определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения. Учитываются все виды деятельности!
15. Планирование развлечений
Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и - подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.
Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели во второй половине дня. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара.
16. Нетрадиционные досуги и развлечения
Подготовка и проведение нетрадиционных досугов и развлечений в детском саду — это возможность актуализировать творческий потенциал воспитателя, и ребенка. Сама организация нетрадиционного досуга отличается не только внешними, процессуальными средствами активизации творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личностным качествам ребенка: самостоятельности, коммуникабельности, субъектности, креативности.
В период подготовки нетрадиционного досуга наравне с воспитателями активную роль играют дети и родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить: подобрать стихотворение, выучить песню или танец, составить кроссворд или викторину, скроить, сшить, склеить костюмы, маски, декорации и т. д. Однако подготовка к проведению досуга и развлечения на этом не заканчивается — проводятся совместные репетиции, разучиваются массовые танцы и песни.
День проведения нетрадиционного досуга или развлечения обязан тоже быть необычным, психологический настрой детей, родителей, воспитателей должен соответствовать целям проведения занятия.
1. Максимальное вовлечение детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях.
2. Основой детского эмоционального настроя является «занимательность», а не «развлекательность».
3. Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.
4. Целесообразна дифференциация детей по склонностям и способностям.
5. Постоянная позитивная оценка проявленных результатов детского творчества.
6. Творческое отношение музыкального воспитателя к проведению нетрадиционных занятий и праздников.
17. Вывод
Мы выяснили, что развлечение, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности. И в заключение следует отметить, что творческое развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.