Светлана Ажгихина
Развивающий эффект аппликации. Консультация-практикум для педагогов.
▼ Скачать + Заказать документы
План:
I. Теоретическая часть.
1. Понятие «аппликация», ее виды.
2. Принципы построения занятия по В. В. Брофман.
II. Практическая часть.
Самостоятельная работа слушателей. Выставка работ «Парад снеговиков».
III. Рефлексия.
Цель: усвоение (выявление) эффективных способов обучения детей аппликации.
Материалы: бумага разная по цвету, форме, структуре; вата, ватные диски; клей ПВА, кожницы, клеенки, кисти, подставки под кисти, салфетки; колокольчик.
Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы.
Публикация «Развивающий эффект аппликации, Консультация-практикум для педагогов,» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Аппликация (от лат. applicatio – прикладывание) – способ получения изображения, который заключается в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани других материалов.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Самым ранним из сохранившихся являются аппликации Пазырыкских курганов (V-III вв. до н. э.). Древние народы использовали в аппликации самые разнообразные материалы: кожу, кору, войлок, ткань.
Аппликация была широко распространена в Европе, особенно во время рыцарства (XII-XVI вв.). Это было обусловлено появлением родовых гербов, которые украшали знамена с обеих сторон. Сицилия славилась вырезанными сукнами, которые распространились по всей Италии и Испании, где особенно любили аппликацию из бархата на фоне атласа. Подлинного расцвета аппликация в этих странах достигла в XVI в. Она использовалась в основном в церковных одеяниях, для которых было характерно повторение одного и того же мотива и сочетание контрастных тонов (красный, желтый, зеленый).
С началом производства бумаги на смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги в виде черных силуэтов. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в VI в. до н. э. в Греции, а возродился во Франции в эпоху Людовика XI. В конце XVIII – начале XIX в. мода на силуэты из Европы перебрались в Россию. Искусство черного силуэта (профильный портрет и жанровые сценки) использовались как украшения домов русских дворян.
Этот экскурс можно продолжать до бесконечности: история возникновения и развития аппликации интересна и полезна. Однако хочется остановиться на том, как разнообразить занятия и сделать их интересней и увлекательней.
- Какие варианты организации работы можно предложить?
1) Индивидуальная работа.
2) Работа в паре.
3) Работа в подгруппе из 4-6 человек.
4) Коллективная работа на одном большом листе ватмана.
Принципы построения занятия.
Мне хочется остановиться на принципах проведения занятия по аппликации, которые разработал В. В. Брофман.
• Каждое занятие начинается одинаково – своеобразным ритуалом введения в художественно-творческую деятельность. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Для этого можно использовать волшебный колокольчик, звук которого перемещает детей в воображаемое творческое пространство – туда, где живут и работают мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства. Заканчивается занятие таким же особым образом: звук колокольчика говорит о «Выходе из мира сказок» (принцип ритуала).
• Необходимо эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Для этого непродолжительный эмоционально-насыщенный рассказ, обращение к опыту ребенка, элементы игры, пластических движений, имитация движений, походки, голоса и других характерных особенностей изображаемого персонажа, передача мимики и т. д. (принцип эмоциональной вовлеченности взрослого).
• Индивидуальный характер общения с ребенком, т. е. отсутствие любого давления со стороны взрослого (принцип личностного общения).
• Принцип отсутствия образца. Этого принципа мы не всегда придерживаемся, так как для наших детей образец часто бывает необходим. Другое дело, что мы не должны требовать выполнения детьми работы по образцу.
• В процессе работы ребенок допускает ошибки – это естественное и закономерное явление. Важно найти правильно пути выхода из такой ситуации. Например, одна из наиболее распространенных ошибок – когда ребенок подбирает бумагу одинакового или близкого цвета для фона аппликации и для самого изображения. В таком случае надо похвалить ребенка за то, какого хорошего невидимку он изобразил: стоит отойти от работы на один шаг – и герой растворяется в воздухе. А потом надо спросить, действительно ли ребенок хотел, чтобы его герой был невидимкой.
Анализ изображенного в аппликации и соответствие его с реальностью требует и от взрослого умения видеть и узнавать в хаотичном расположении элементов уши слона или лапы кота, умения включать фантазию для понимания того, почему слон розовый, а заяц зеленый (принцип невидимки).
• Необходимо хвалить детей не только за каждое достижение, но и за то, что они просто старались (принцип «если не похвалишь ты, то кто?»).
• Не ошибается только тот, кто ничего не делает, - древняя как мир истина. Страх ошибки (или неудачи) – главное препятствие в творческой работе, но право на ошибку есть и у взрослого, и у ребенка. Если признать это право, то мы избежим главной ошибки – нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого ребенка, а значит будем относиться к его миру максимально бережно и трепетно (принцип права на ошибку).
• Принцип диалогического обсуждения, при котором не требуется от ребенка развернутого ответа на вопрос или объяснения своего выбора.
• После каждого занятия все аппликации вывешиваются, а после завершения работы над какой-либо темой устраивается выставка детских работ (принцип выставки детских работ).
Итак, колокольчик предлагает окунуться в мир детства. Сегодня мы организуем парад снеговиков, который затем переместим на выставку. Чтобы снеговики получились интересные, для вас приготовлены разные материалы на выбор.
Самостоятельная работа слушателей.
Организация выставки. Рефлексия.