Дина Волкова
Практикум для педагогов «Игры на доверие»
▼ Скачать + Заказать документы
Практикум для педагогов
Цель: повышение уровня знаний педагогов по развитию коммуникативных навыков у дошкольников.
I часть: Вступительная.
Дошкольный возраст – это важнейший этап в развитии ребенка. Это период приобщения ребенка к миру взрослых. А познаем мы этот мир, через общение и игру.
Публикация «Практикум для педагогов „Игры на доверие“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Ребенок, который мало общается со сверстниками, не принимается ими же из-за неумения организовать игру (через общение, он становится уязвим (его отвергают). У такого ребенка снижается самооценка, увеличивается робость в установлении контакта. И все это приводит к замкнутости, безынициативности. Страх заполняет клетки организма еще не сформировавшейся личности.
Наша задача: помочь разобраться ребенку в сложном мире взаимоотношений.
Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка-дошкольника, тем меньше проблем у него будет в будущем.
Итак, что такое общение?
Общение – это способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником:
Умение внимательно и активно слушать:
Использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей:
Осознание своих особенностей и особенностей других людей и уметь эти особенности учитывать.
II часть: Практическая.
Для развития коммуникативных навыков у детей, используются игры разной направленности: малоподвижные, подвижные, этюды, другие.
Игры малой подвижности.
1. «Приветствие».
Цель: зарядить группу энергией; учить контролировать движения и работать по инструкции. Познакомить с разными видами приветствия.
I вариант:
Участники образуют круг. Выбирается ведущий, который показывает способ приветствия. Этот способ приветствия передается по кругу.
II вариант.
Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми своим способом (пожать руку, передать предмет, «кланяться», положить руку на плечо и т. п.).
2. «За что я люблю (уважаю, нравится) соседа справа».
Цель: активизировать группу; повышать положительный эмоциональный тонус, самооценку.
В кругу, каждый участник рассказывает за какие поступки или личностные качества он любит, уважает, нравится сосед справ (слева, взяв при этом его за руку, глядя в глаза.
Итог игры : рефлексия.
Что вы ощущали, когда о вас говорили приятные слова?
Трудно ли было говорить о человеке приятные слова?
Почему?
Игра: «Ток».
Цель: активизировать группу.
Правило игры :
Образуется круг (стоя, сидя) участники держатся за руки. Ведущий сжимает руку соседа по сигналу «ток пошел» участник игры в быстром темпе передают сигнал соседу по кругу (направление сигнала можно менять).
3. «Передай другому».
Цель: развивать мимику и жесты, снижать психоэмоциональное напряжение.
Все встают в круг (можно играть сидя в кругу). Выбирается ведущий, который передает по кругу прикосновение к какой-либо части тела (жест, мимический или ритмический рисунок).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Автомобили»
Цель: воспитывать доверие друг к другу и чувства ответственности за другого.
Правила игры :
Группа делится на несколько подгрупп. В каждой подгруппе выбирается ведущий (водитель, который поведет пассажиров.
I вариант: автомобили двигаются хаотично по залу.
II вариант: автомобили двигаются в одном направлении из пункта «1, 2, 3 Начни» в пункт «Стоп игра».
Примечание (усложнение) :
1 – подпрыгивание на «кочках» (возле стульчиков);
2 – пассажиры с завязанными глазами.
Оборудование: обручи 1 шт. на 4-5 участников.
Игра: Сороконожка.
Цель: учить контролировать движения и работать по инструкции сплочения коллектива; развивать навыки взаимодействия.
Ход игры:
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает просто двигаться вперед, затем приседать, прыгает на одной ножке, двигается: назад-вперед, проползает между препятствиями (стулья, строительные блоки, модули и т. п., и выполняет другие задания ( главная задача играющих: не разорвать единую цепь, сохраняя «сороконожку» в целом.
Игра: «Поводырь».
Цель: развивать чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.
В помещении «незрячего», уберегая его от препятствий, встречающихся на пути (люди, так чтобы было комфортно. Затем участники меняются ролями.
Итог:
Что вы чувствовали в разных ролях?
Какие трудности испытывали?
Доверяли ли своему партнеру?
Это упражнение позволяет почувствовать на собственном опыте, как тяжело быть зависимым. Помогает осознать свои жизненные ситуации и свою позицию.
Игра «Скала и скалолазы».
Цель: развитие чувства ответственности за другого человека.
Чертится прямая линия. Группа участников выстраивается в одну линию плотно прижавшись друг к другу плечами, ноги на ширине ступни.
«Скалолазы» по одному начинают двигаться по отвесной «скале», приставным шагом, держась за плечи участников, вправо не выступая пяткой за линию. «Скала и скалолазы» встают друг другу лицом плотно прижавшись, чтобы не сорваться в пропасть. Скала» должна удержать «скалолазов».
Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель: развитие внимания, ловкости.
I вариант:
Играющие стоя друг за другом, держась за впереди стоящего. Первый участник – это голова дракона, последний – кончик хвоста.
Пока звучит музыка первый играющий пытается схватить последнего. «Дракон» ловит свой хвост, остальные участники цепко держатся друг за друга. Если «дракон» не поймал свой хвост, то в следующий раз на роль головы назначается другой участник игры.
II вариант:
Последнему участнику за пояс закладывается белый платочек (лента). «Дракон» должен выхватить платочек – это означает, что он поймал свой хвост.
Примечание: «дракон», будучи в добром здравии начинает реветь, что означает начало игры.
III часть: Заключительная.
Игры на развитие коммуникативных навыков, как малоподвижных, так и подвижных можно использовать с детьми в разных режимных моментах и разных видах деятельности.
Частое их использование поможет быстрее развивать у детей навыки общения и сплотить группу (коллектив, так как в них можно играть парами, подгруппами и всей группой.