Мария Горячева
Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста с использованием методического игрового пособия «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста с использованием методического игрового пособия Дары Фрёбеля
Горячева М. А.
воспитатель
МБОУ «Школа №122»
структурное подразделение детский сад
Дошкольное образование многим обязано великому педагогу Фридриху Фрёбелю, заложившему основы современной системы детских садов. Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал и воплотил в жизнь принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителям воспитывать, развивать и обучать детей через игру и без всякого принуждения. Он назвал свое детище «детский сад» Это название стало частью его мировоззрения. Педагог говорил о том, что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врождённую природу. Поскольку естественной деятельностью детей является игра, то первоначальное дошкольное образование и должно состоять не в учении, а в организации игры. Ф. Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Игры, считал Ф. Фрёбель, способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают детское творчество. Многие из этих занятий применяются и посей день.
Публикация «Развивающие занятия с детьми дошкольного возраста с использованием методического игрового пособия „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
Принципы педагогики Ф. Фрёбеля :
• Признание уникальности каждого ребенка;
• Признание целостности детства в его проявлениях;
• Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
• Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
• Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
Эти принципы я положила в основу своей педагогической работы. Чтобы полнее раскрыть свою философию развития ребенка, великий педагог оставил будущим поколениям огромное подспорье- игровое дидактическое пособие. Им очень часто пользуюсь и я в своей практике.
Давайте отправимся в удивительную игровую страну, где познакомимся с игровым пособием «Дары Фрёбеля». Во времена Фрёбеля в практике детских садов использовалось только 6 первых модулей. Со временем игровой набор стал составлять 14 модулей.
Знакомство с каждым из наборов я провожу по одним и тем же этапам:
1. Визуальное обследование «Дара» как целого;
2. Свободная игра ребёнка с «Даром»;
3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка;
4. Совместное конструирование с педагогом;
5. Конструирование по образцу;
6. Конструирование и переконструирование, манипуляции с наборами: большое – маленькое, трансформация одного в другое, предоставление в работе новых частей, качеств;
7. Самостоятельная деятельность ребёнка с «Даром» в силу уже имеющегося опыта.
Между презентацией нового набора я соблюдаю определенный временной промежуток, необходимый для освоения, раскрытия всех возможностей каждого «Дара» ребенком. Все наборы интересуют дошколят в равной степени. И хотя первый набор рекомендуется младенцам, детки постарше тоже с увлечением занимаются с ним.
Набор №1. Цветные шарики из пряжи диаметром 4 см. Возраст с трех месяцев. Мячик (шарик) это первая игрушка младенца, он легкий для захвата и удержания. Ребенок формирует свои первые впечатления о предметном мире катая, захватывая, размахивая, бросая, наблюдая за шариком. Шарики имеют 6 цветов: основные (красный, жёлтый, синий) и вторичные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Фрёбель рекомендовал использовать для изучения сначала предметы основных цветов, а затем вторичных.
Ребенок осваивает круглую форму. Вокруг он ищет предметы похожие на шарики, подходящие по цвету, выделяя одинаковую форму, но разность цвета. Набор №2. Основные тела. Два куба, один цилиндр и одна сфера. Возраст с двух лет. Попросите ребенка прикоснуться, почувствовать, обонять, подержать и исследовать сферу, цилиндр и куб поочереди. Можно ввести понятия пространства (над, под, на, спереди, сзади, напротив и другие, физические свойства объемных фигур (катаются цилиндр и сфера, стоят цилиндр и куб). Можно вращать тела на палочке или нитке, рассматривая как меняются очертания.
Набор №3. Куб из 8 меньших кубиков. Возраст освоения с 3 лет.
Набор №4. Куб из 8 брусков.
3 и 4 наборы схожи. Главное новшество: необходимость сохранять целостность куба при первом показе, и только потом изучать детали раскладывая его. Здесь прослеживается одна из основополагающая концепция системы Фрёбеля : большое целое состоит из единства частей, трансформирующихся в различные формы, и возвращающихся к исходному единому состоянию.
Ребенок конструирует простые предметы, которые видит вокруг себя (стол, забор, стул) переходя к усложнениям постепенно. Можно вводить понятия половина, вертикальный, горизонтальный, высота, ширина, длинна, и другие.
Набор №5. Куб из 21 мелких кубика и треугольных призм. С 5 лет. Здесь появляется призма, это еще больше возможностей для создания предметов приближенных к окружающей реальности. Ребенок активнее включается в обыгрывание построек, использование фигурок животных и людей, сочинение сказок и историй. На этом этапе я объединяю в игре несколько наборов (3, 4, 5, но нельзя забывать еще одно основополагающее правило: мы трансформируем конструкцию, модефицируем, а не уничтожаем ее и не строим новую.
Набор №6. Дополняет предыдущие наборы кубом из продолговатых блоков, плоских квадратных блоков (шляпок) и узких колонн.
Набор №7. Цветные фигуры. Представляет собой плоские дощечки 8 геометрических форм, разных цветов. До сих пор ребенок осваивал объемные фигуры. Теперь он знакомится с плоским двухмерным изображением фигур. Это новый шаг в развитии, приближающий к абстрактному мышлению. Начинать освоение набора стоит с 4-6 штук одной формы, не перегружая ребенка.
Набор №8. Деревянные палочки разных размеров и цветов. Палочки позволяют заниматься началами арифметики, создавая прекрасные симметричные формы и узоры. Благодаря акту создания ребенок развивает уверенность в себе, знакомится со свойствами физического мира.
Набор №9. Кольца и полукольца. Можно начать освоение с самого большого кольца. Из колец и полуколец ребенок создает необычные конструкции. Задавайте вопросы: на что похоже кольцо? На что - полукольцо? Сравнивайте палочку и полукольцо, прямые и изогнутые линии.
Набор №10. Фишки. Мелкие разноцветные фишки для представления точки. Покажите ребенку наглядно, как точки складываются в линию, как можно ее двигать, менять. Каждая линия и форма может представлять предмет из знакомой ребенку окружающей жизни (машина, человек, дом, дорога, пешеход, жираф, ласточка и другое).
Дополнительные наборы №11 Цветные тела. №12 Мозаика и шнуровка. Способствуют развитию мелкой моторики, а значит речевых зон головного мозга. Набор №13 Башенки и набор №14 Арки и цифры. Увеличивают конструктивные возможности, знакомят ненавязчиво с изображением цифр.
Во многих играх и занятиях с детьми дошкольного возраста Фрёбель стал новатором. Это он предложил и ввёл пальчиковые игры, столь популярные в наше время. Было это в 1844 году! Разработал первую детскую мозаику, многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Нанизывание на шнурки деревянных бусин разного цвета; задания по плетению из бумаги, оригами и многое другое.
Игры с «Дарами Фрёбеля» разрушают стереотип – что хорошая игрушка-конструктор должна состоять из множества деталей, чтобы надолго отвлечь и заинтересовать ребенка. Как правило, если малышу вручить такую игрушку, он будет занят, а мама рада. Но если вручить ему сразу много деталей, малыш просто будет хаотично их перебирать, безуспешно прикидывая, что с ними делать. А у Фрёбеля всё выверено и систематизировано. И дошкольники многих поколений оценили это по достоинству!
Благодаря, "Дарам Фрёбеля", дети получают знания через игру, а это всегда интересно!
В заключении хочу познакомить с самыми полюбившимися играми и занятиями при использовании «Даров Фрёбеля».
«Эмоции»
Ребенку предлагается выложить на карточке портрет с разными эмоциями. (улыбается, грустит, злится, и так далее).
«Подбери фигуру»
Закрепить представление о геометрических формах, упражнять в их назывании. Детям предлагаются карточки с изображениями животных. Части их украшены геометрическими фигурами, которые необходимо закрыть соответствующей фигуркой из набора №7.
«Отгадай загадку, нарисуй отгадку»
Детям читается загадка, ребенок пытается нарисовать то, что слышит и угадать, а затем выложить из различных подходящих наборов, загаданное педагогом, если не получается самостоятельно, детям задаются наводящие вопросы.
Что лежит тут на дороге?
Обломаешь точно ноги. (бревно)
Кто здесь ночью пробегал?
Мышек юрких поджидал(ёжик)
Что меня чуть не свалило
И по мне так сильно било?
Рядом с елью я стоял,
Никого не обижал. (шишки)
«В поход идем мы дружно»
Развиваем речь и осваиваем предметный мир. Детям предлагается изобразить мешок из подходящих деталей «Даров». Но указать, что туда нужно сложить все что необходимо в походе туристу. Педагог читает стихотворение и называет предметы, которые дети должны изобразить и положить в мешок, мешок все больше увеличивается. Здесь могут использоваться почти все наборы «Даров».
Что возьмем с собой в поход, чтобы двигаться вперед?
Сложим мы в рюкзак фонарик, ложку, ножик заберем.
Котелок для варки каши, спальник тоже мы возьмем.
Пару баночек консервов, сахар, соль, крупу положим.
Термос, флягу, накомарник, аккуратно рядом сложим.
Не забыть бы про палатку, без нее в лесу никак.
Все сложили, завязали, не смогли поднять рюкзак.
Список использованной литературы :
Алябьева Е. А. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы для развития речи детей. Москва: ТЦ Сфера, 2013 г., 125 с.
Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014г., 44 с.
Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014г., 24 с.
Князев Е. К. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фрёбелевское общество/ Е. Князев// Дошкольное воспитание. -2016 г. -№12.- С. 109-114.
Маркова В. А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля». Учебно-методическое пособие/ В. А. Маркова. 3-е изд., стереотипное. - Москва: БИНОМ Лаборатория знаний, 2020 г. ,48 с.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1982 г., 96 с.
Фрёбель Ф. Будем жить для наших детей. Екатеринбург. У-Фактория 2005, 248 с.