Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Инновационные технологии коррекции речевых расстройств. Интеллектуальные карты»

Ольга Лапина
Консультация для педагогов «Инновационные технологии коррекции речевых расстройств. Интеллектуальные карты»
▼ Скачать + Заказать документы

План

Актуальность темы

1. Интеллект – карты как инновационная технология в педагогике.

2. Создание интеллект – карт для работы с дошкольниками.

3. Организация работы с интеллект – картой в работе педагога.

Заключение

Список литературы

Актуальность темы

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Темочки:

Ребенок сегодня поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного возраста находится в огромном развернутом социальном пространстве. Это приводит к возникновению ряда проблем в развитии ребенка. Таких как, ограничение общения детей с родителями и сверстниками. Снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Познавательная сфера старших дошкольников имеет крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов, при условии, что мышление у детей в этом возрасте наглядно-образное. Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Также отмечается недостаточная социальная компетентность детей. Большой проблемой стала зависимость детей от телевидения и компьютерных игр, даже в дошкольном возрасте, что приводит к отсутствию у ребенка интереса к чему-либо, в том числе, и в большей мере к образовательным ситуациям, предлагаемым педагогами.

Все это ставит перед педагогами задачу, поиска новых инновационных технологий, помогающих решить эти проблемы. К приемам, интенсифицирующим образовательный процесс, можно отнести интеллектуальные карты, которые являются отличным средством, помогающим сделать процесс развития речи детей интересным. Включают в работу два полушария головного мозга, помогает в усвоении графических образов и развитии мелкой моторики рук. Применение интеллектуальных карт широко используется в инклюзивном образовании и логопедии. В работе общеразвивающих ДОУ они встречаются реже. Но в последнее время, эта методика вводится в практику многих педагогов, благодаря простоте и заинтересованности детей. Так как она позволяет детям, стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Интеллект-карта (ментальная карта, mind map, майнд-карта) – это древовидная схема, которая изображает некие обьекты и смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие виды связей между ними.

Автором методики в ее современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу еще в 1974 году.

В контексте дошкольного образования этот метод впервые был предложен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

В. М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт :

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Цель использования интеллект-карт - возможность развивать все психические процессы, активизировать творческий и интеллектуальный потенциал, речь ребенка.

Задачи, которые решаются при использовании интеллект-карт

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать задачи:

развивать психические функции (память, мышление и внимание);

стимулировать речевую активность, развивать связную речь;

развивать познавательную активность и любознательность;

развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формировать элементы самостоятельности и целенаправленности собственных действий;

развивать творческую активность и воображение;

развивать мелкую моторику рук;

формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

2. Создание интеллект – карт для работы с дошкольниками

Акимова подчеркивает, что связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выходить к доске, но уже после нескольких слов, начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

3. Организация работы с интеллект – картой в работе учителя-логопеда

Остановимся подробнее на принципах составления интеллект-карт, предложенных Бьюзеном:

Лист предпочтительно располагать горизонтально. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (цель, предмет, название новой темы). из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек). Автор методики подчеркивал также важность использования большого количества цвета. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Здесь стоит отметить, что мышление НЕ линейно. Оно имеет ветвящуюся структуру. Каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Такая организация материала называется многомерной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление и именно такую структуру имеет интеллект-карта.

Таким образом, интеллект - карта "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени".

Все мы знаем, что вплоть до 6-7 лет для детей характерен наглядный тип мышления.

Еще основоположник дошкольной педагогики в России К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так вот интеллект-карты сочетают в себе и необходимую детям наглядность и при этом имеют структуру, максимально приближенную к структуре мышления.

Вместе с тем, интеллектуальные карты – отличный инструмент структурирования информации. При этом единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку и может быть легко включён в систему его личного опыта. Чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень.

Начинать использовать интеллект-карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Главное, чтобы материал был доступен для понимания.

Можно выделить 2 пути работы: 1) заранее подготовленная педагогом интеллект-карта, как своего рода план работы. Дети могут снова и снова возвращаться к тому, что они уже узнали и отмечать, что им еще предстоит узнать. 2) Постепенное совместное заполнение интеллект-карты.

Работа может быть по следующему алгоритму:

1. Постановка цели. Ежедневно выбирать, что именно хотим узнать. Какую «ветку» нам предстоит заполнить.

2. Знакомство с новой информацией, предложенной педагогом на заявленную тему. На этом же этапе могут быть привлечены родители, которые совместно будут искать информацию об интересующем вопросе дома.

3. Своего рода «мозговой штурм», цель которого записать все ассоциативно появляющиеся идеи, связанные с создаваемым продуктом; найти картинки.

4. Структурирование информации

5. Создание одной из веток интеллект-карты.

Таким образом итоговым продуктом нашей проектной деятельности спустя месяц стала интеллект-карта на определенную тему тему. Уникальность интеллект-карты в том, что большой объем структурированной информация постоянно находится на виду, а совместное ее создание добавляет ценности в глазах детей и легче запоминается.

Помимо использования данной технологии на занятиях по развитию связной речи, её также можно применять на занятиях по обучению грамоте и коррекции звукопроизношения. Совместно с детьми создать «интеллект-карта» для автоматизации звука «Р». В процессе создания закреплять знания о букве Р, о звукобуквенном анализе. Применять «интеллект-карту» можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Можно с уверенностью сказать, что технология использования интеллект - карт на занятиях является эффективной. У детей повысится интерес к занятиям, к окружающему миру, увеличится и обогатится словарный запас. При внедрении новых технологий дети становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто пассивными слушателями. Дети могут предлагать свои идеи и темы для создания новых карт. Педагогам необходимо поддерживать творческое начало каждого ребёнка и делать занятия насыщенными и интересными.

Список литературы

• 1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников// Начальная школа до и после. 2012. - №7.

• 2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону, 2011.

• 3. Бершадский М. Е., Бершадская Е. А. Применение методов «Concept Maps» и «Mind.Maps» для повышения уровня информационной компетентности обучаемых

• 4. Бьюзен Т. Супермышление/Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2018.

• 5. Дьяченко О. М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой// Развитие познавательныхспособностей/Под ред. Л. А. Венгера. – М. :Педагогика, 1986

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Инновационные технологии коррекции речевых расстройств. Интеллектуальные карты»
Опубликовано: 13 января 2025 в 21:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Инновационные технологии коррекции речевых расстройств. Интеллектуальные карты»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лапина (УИ 281002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД