Кира Гайворонская
Развивающие игры В. Воскобовича, как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Ранний возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
Публикация «Развивающие игры В, Воскобовича, как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Для детей раннего возраста обучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чем развивающие игры В. Воскобовича.
Все развивающие игры Воскобовича имеют интересный, загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами. С помощью этих игр без труда можно познакомить детей с формой, цветом, величиной. Для этого лучше всего использовать такое пособие как:
«Фиолетовый лес» – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми. Самым первым шагом в применении данного панно является рассматривание леса, его элементов и формирование представления о том, что это «волшебный лес». Затем знакомим детей с цветом предметов. Для этого используют простые дидактические игры :
1. «Подарим гномам листочки»
Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.
Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.
Задание: помочь гномам собрать листочки своего цвета.
2. «Украсим деревья листочками»
Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.
Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.
Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?
Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми)
3. «Разноцветные полянки гномов»
Задачи: - развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету;
Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов
Игровая ситуация: Гномы решили сделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Си – синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.
Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочки на каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.
«Найди предметы такого же цвета».
«Покажи все синие (красные, желтые и др.) предметы».
«Собери листочки нужного цвета» и др.
Дети учатся крепить детали, знакомятся с жителями.
Следующим этапом работы является закрепление представлений о величине предмета. «Фиолетовый лес» способствует развитию наблюдательности и исследованию объектов, что позволяет формировать представление о величине предмета наглядно-действенным способом. Для закрепления понятия «величина» использую следующие игры :
1. «Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
2. «Помоги утеплить норки»
Задачи: - закрепление умения выделять размер: большой, маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Оборудование и материалы: желтые листочки двух размеров, мышки двух размеров.
Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, мышки увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большая мышка решила собрать большие листочки, а маленькая мышка – маленькие листочки. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.
Задание: Помочь мышкам насобирать листочки нужного им размера.
«Назови большие предметы и маленькие»
«Листочки для ежихи и ежонка»
«Елочные шары большие и маленькие»
«Наряди елочки большую и маленькую» и др.
Во всех примерах мы предлагаем кому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.
Для сенсорного развития детей раннего возраста можно использовать не только игровое пособие Фиолетовый лес, но и другие развивающие игры, разработанные В. Воскобовичем.
Например, для знакомства с формой предметов:
1. Игры с «Квадратом Воскобовича», которые развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами.
"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 4 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно – в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, мышку. В раннем возрасте учим детей складыванию. Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь.
2. Эталонные конструкторы «Фонарики» (1,5 - 4года) На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в развивающих играх В. Воскобовича.
Пример 1: вкладыши (для самых маленьких. Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся);
Пример 2: геометрические формы (знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу;
Пример 3: конструирование по схемам (прилагаются в инструкции к пособию). Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе);
3. «Чудо Крестики 1» (2-4 года) - играразвивает сенсорные способности (восприятие цвета, формы, размера, воображение и творческие способности; совершенствует интеллект (внимание, мышление, память, речь); развивает моторику рук.
Можно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам (схемы прилагаются).
Для знакомства и закрепления знаний детей о цвете можно использовать игровое пособие Кораблик «Плюх-плюх» (1, 5 -4 года). Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками (парусами). Флажки можно надевать на деревянные рейки. Пособие направлено на развитие математических представлений детей от двух до четырех лет.
Пример 1. Пирамидка – на мачты надеваем флажки заданного цвета (вспоминаем цвета).
Пример 2. Подул сильный ветер и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету.
Пример 3. Бусы, с помощью флажков и шнура можно сделать огромное разнообразие бус, причем, флажки можно нанизывать двумя различными способами, что тоже весьма интересно для ребенка.
В заключении хотелось бы сказать, что развивающие игры В. Воскобовича наиболее полно раскрывают возрастные возможности и способности ребёнка. Эти игры представляют огромный простор для творчества педагогов и детей, это уникальный методический инструментарий. Дети получают эмоциональное удовольствие от выполненных задач. Малыши, с которыми систематически играют в развивающие игры, умеют быстро анализировать и сравнивать, хорошо ориентируются на плоскости, различают геометрические фигуры и цвета.