Ольга Будко
Развивающие игры с дарами Ф. Фрёбеля «Игры с Фрёбиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с Фрёбиком
1. Д / и «Поможем Фрёбику вернуться домой»
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и стрелок, отражать в речи их пространственное положение. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Развитие внимания, речевого творчества, познавательной активности и воображения.
Материалы: Карточки с изображением:
1. Цифр и стрелок (по количеству детей,
Публикация «Развивающие игры с дарами Ф, Фрёбеля „Игры с Фрёбиком“» размещена в разделах
2. Геометрических форм (1 лист) – треугольник, пятиугольник, шестиугольник, ромб, квадрат, круг, полукруг. Дары № 8 и №9.
Количество игроков: от 1 до 8.
Ход: Воспитатель рассказывает:
«Фрёбик отправился в путешествие в математическую галактику на своём космолете по геометрическим планетам, но, когда он собирался вернуться домой, то оказалось, что злой инопланетянин Варкадиус зашифровал все планеты и теперь они выглядят не как формы, а как цифры. Остатки планет разлетелись и превратились в палочки и окружности.
Как же теперь Фрёбику вернуться домой, ведь на цифры невозможно посадить космолёт?
Вот, смотрите, план возвращения на родную планету Фрёбика».
Вместе с детьми воспитатель рассматривает план возращения домой на карточках с цифрами.
«Сначала нужно отгадать, какой фигурой должна быть планета. Кто скажет, какая связь может быть между формой и цифрой… Фрёбик сейчас находится на планете, которая превратилась в цифру 3».
Воспитатель обращает внимание детей на лист с нарисованными геометрическими формами:
«Посмотрите на геометрические формы. Какая фигура стоит первая? (треугольник) Какая связь между треугольником и цифрой 3?» (у треугольника 3 угла и 3 стороны).
Значит эта планета была какой формы?. Постройте вокруг цифры треугольник используя набор с палочками…
Вот мы и расшифровали первую планету, куда Фрёбик отправится дальше? (на планету 4). В каком направлении? (вправо наискосок). Кто скажет, какой формы должна быть эта планета? (квадрат). Докажите….»
Аналогично дети расшифровывают остальные планеты.
«Вот вы и помогли добраться Фрёбику домой. У нас получилась целая галактика с геометрическими планетами. Как вы назовёте свои галактики?.»
Дети делятся мнениями о игре.
2. Д / и «Батлер»
Задачи: Учить замечать нарушения в изображенном предмете. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Развитие внимания, речевого творчества, познавательной активности и воображения.
Материал: Дары №3, №4, №6, №5в.
Количество игроков: от 3 до 8.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям о любимой машине Фрёбика с названием Батлер. Этот удивительный автомобиль может контролировать буквально все и говорить любым голосом, который вы пожелаете услышать …
Во время рассказа педагог строит машину из геометрических фигур.
Когда машина будет готова, все дети отворачивается, а воспитатель убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало, становится ведущим.
Следующий ведущий добавляет новую деталь в машину, а дети отгадывают, что добавилось. Третий ведущий убирает одну деталь, которую ещё не меняли и т. д. (До 8 ведущих: один убирает, другой добавляет).
Воспитатель обращает внимание на то, что конструкция машины изменилась и дети придумывают новое название машине и новые функции.
Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать (добавлять) две детали.
Дети делятся мнениями о игре.
3. Д / и «Сундучок с камнями»
Задачи: Учить классификации предметов по различным признакам. Развитие внимания, познавательной активности
Игровой материал: Дар №11.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход: Воспитатель рассказывает историю:
«Однажды Фрёбик познакомился с Инэкой, которая жила на планете Ину. На этой планете было очень много красивых разноцветных камней. Из этих камней там строили дома, делали мебель, украшения, выкладывали дороги и площадки, а дети с ними очень любили играть.
Инека стала учить Фрёбика играть в свою любимую игру с камнями. Надо было заполнить сундучок разноцветными камнями по правилам.
Первый игрок кладет в квадраты со звёздочками любые геометрические фигуры, например: красный куб, зеленый шар, желтый цилиндр и синюю призму. Второй игрок должен заполнить второй ряд фигурами, которые отличаются от предыдущих по цвету, например: снизу красного куба – синий куб, снизу зелёного шара – красный и т. д. На втором ряду цвета все должны быть разными. Третий ряд заполняется фигурами другими по форме, но одинаковыми по цвету.
И последний ряд обращаем внимание на столбики. Кладём фигуру, которая отличается и по цвету, и по форме от предыдущих трёх.
Например, в первом столбике стояли: красный куб, синий куб и синий шар, значит можно поставить зелёную призму, т. к. она отличается по цвету и по форме.
Ребёнок должен, каждый раз, свои действия пояснять. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) в сундуке.
Дети делятся мнениями о игре.
4. Д / и «Фребик конструктор».
Задачи: Учить умению конструировать по образцу. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Развитие внимания, речевого творчества, познавательной активности и воображения.
Материал: Дар №7, образцы фигур-силуэтов; песочные часы.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход: Воспитатель рассказывает: «Однажды Фрёбик поехал отдыхать на марсианское море. В море он плавал, нырял и доставал со дна красивые кристалики. На берегу он стал из кристаликов составлять разные фигуры.
К нему подошел его друг Дарик, посмотрел на фигурки и говорит: «Фрёбик – ты конструируешь, как настоящий конструктор!»
Фрёбик у него спросил: «А кто это такой – конструктор?»
Давайте Покажем Фрёбику, что значит уметь конструировать».
Вариант №1. /из равнобедренных треугольников/
Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два равнобедренных треугольника. Составьте ее и расскажите, как вы это сделали.
2) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец.
Инструкция:
— рассмотрите фигуру лисы;
— подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;
— рассмотрите и расскажите, как сделана голова лисицы;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру лисички;
— расскажите, как вы ее составляли.
3) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)
4) Сравните, силуэт лисы и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
Вариант №2. Дар №7.
Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, как из двух треугольников сделать четырехугольник? Составьте его и расскажите, как это сделать.
2) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец.
Инструкция:
— рассмотрите фигуру краба;
— подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;
— подумайте, как сделана клешня краба. Сравните с образцом;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба;
— расскажите, как вы ее составляли.
3) Составьте фигуру-силуэт птицы, ориентируясь на образец.
Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.
4) Сравните, пожалуйста, силуэт краба и силуэт птицы. Чем они похожи, чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
5) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески выполнил работу.
Дети делятся мнениями о игре.
5. Д / и «Волшебные палочки»
Задачи: Учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Развитие внимания, речевого творчества, познавательной активности и воображения.
Материал: Дар № 8, песочные часы.
Количество игроков: от 1 до 12.
Вариант №1.
Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 палочек. Расскажите о ходе своих действий.
Задание 2. Составьте домик по данному образцу
Инструкция:
— посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится палочек, чтобы построить этот домик;
— сколько палочек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?
Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.
Задание 3. Сделайте из домика флажок (трансфигурация).
Инструкция:
— переложите две палочек так, чтобы получился флажок;
— объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается.
Если дети качественно и быстро справляются с заданием, им предлагают составить любую фигуру по собственному желанию из определенного количества спичек. В этом случае требуется обязательно развернутое высказывание о том, что было задумано и как выполнялось задание.
Вариант №2.
Задание 1. Выложите из палочек зонтик по образцу.
Инструкция:
— сосчитайте, сколько понадобится палочек для того, чтобы сделать такой зонтик;
— выложите зонтик на столе (палочки из коробки выбирайте по одной);
— делайте работу аккуратно, чтобы было красиво.
Задание 2. Сделайте из зонтика 3 равных треугольника (трансфигурация).
Инструкция:
— переложите 2 палочек так, чтобы получилось 3 равных треугольника;
Вариант №3.
Задание 3. Выложите из любого количества спичек портрет свой, своего друга или сказочного персонажа. Расскажите, какое настроение у изображенного лица.
По следам выполнения задания дети дают развернутый словесный отчет о своем замысле и способах его реализации.
Дети делятся мнениями о игре.
6. Д / и «Фрёбик – инженер-строитель».
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и стрелок, отражать в речи их пространственное положение. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности.
Материалы: дары №3, №4, №5, №5в. Карточки с картинками или чертежами построек.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход: Воспитатель показывает детям башню и определённый набор кубиков.
«Фрёбик узнал о профессии инженер-строитель и решил построить красивую башню. Он выбрал чертёж (картинку) и взял на постройку башни вот такое количество кубиков. Получится ли у него построить такую башню? … Посмотрите внимательно и скажите, какое количество кубиков необходимо вам для постройки этой башни?»
Дети определяют, воспитатель резюмирует:
«Значит Саша решил взять 5 кубиков, чтобы построить эту башню, а Света 6 кубиков…». Каждый ребёнок берёт себе необходимый набор кубиков и пробует построить из выбранного количества кубиков. У кого получилось? Почему не получилось? А теперь возьмите себе карточки, необходимый набор кубиков и сделайте постройки. …
Затем дети рассматривают башни друг у друга и определяют количество строительного материала.
Дети делятся мнениями о игре.
7. Д / и «Фрёбик – градостроитель».
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и стрелок, отражать в речи их пространственное положение. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности.
Материалы: дары № 5, 5в, 5р, 11, карточка с постройкой.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход:
Воспитатель: Фрёбик решил построить на своей планете город похожий на земной и дома такие же как на земле. А для того, чтобы не перепутать жителям дома, постройки должны отличатся друг от друга только одной деталью.
Для него это задача не простая и он просит вас помочь ему в строительстве.
У вас должна получиться целая улица с домами. Первый строит дом по карточке, второй строит такой же, но меняет одну деталь, третий строит такой же, но меняет одну деталь и. т. д.
Умейте договариваться. Начинайте строительство.
- Дети рассматривают дома и называем отличия, исправляют ошибки.
8. Игра «Далёкая галактика».
Задачи: Развитие сенсорных навыков. Формирования интереса к изобразительному творчеству. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Материалы: Дары №7, №8, №9, №10.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход: Воспитатель рассказывает и показывает презентацию.
«Ребята, а вы знаете как выглядит наша планета из космоса, какого она цвета и почему. (показ слайда….
Наша планета находится в солнечной системе. (показ слайда). И все планеты там разного цвета, посмотрите. А Фрёбик живет в другой галактике, и там планеты похожи на мандалы. Знаете, что это такое?
Смотрите – это родная планета Фрёбика (показ слайда). Она разделена на сектора и каждый сектор с одинаковым узором, а всё вместе получается вот таким узором. Правда красиво? Давайте сделаем Фрёбику сюрприз и сделаем красивую планету все вместе. Сначала нужно палочками сделать 4 (8) сектора (показ слайда). А теперь на одном секторе мы все вместе создадим узор».
Дети создают узор. Рассматривают.
Воспитатель:
«А теперь встаньте по одному (по 2) на каждый сектор и сделайте, точно такой же узор, как на первом секторе. ….
Полюбуйтесь, какая чудесная планета у нас получилась! Давайте дадим ей название».
Можно построить 1 мандалу на двоих или каждый создаёт свою мандалу, потом называет свою планету, а затем вместе дети придумывают название всей галактике.
Дети делятся мнениями о игре.
9. Игра «Запоминай и быстро называй»
Задачи: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур. Развитие памяти, внимания и скорости реакции.
Игровой материал: дар №11
Количество игроков: от 1 до 12.
Содержание. Каждый из игроков должен выбрать и поставить перед собой произвольно 6 геометрических фигур и накрыть их платком или картонкой. Затем первый игрок открывает свои фигуры, дети 30 секунд смотрят и запоминают. Все игроки, кроме первого отворачиваются, а он добавляет из набора любую одну фигуру. Игроки поворачиваются, смотрят и быстро говорят, какаю фигура добавилась (цвет и форму).
Самому быстрому и правильно сказавшему дается фишка. Затем второй игрок открывает свои фигуры и т. д. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Дети делятся мнениями о игре.
10. Игра «Помоги Фрёбику найти клад»
Задачи: закреплять умения ориентироваться на плоскости, совершенствать счетные навыки, уточнить знания о геометрических фигурах развивать целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, развивать мелкую моторику и воображение.
Игровой материал: дар №7.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход:
Воспитатель:
«Фрёбик отправился на таинственный остров, чтобы отыскать все драгоценности космопирата Дерункоса.
Когда он долетел до острова, то оказалось, что найти сокровища можно, только прочитав правильно хитрую шифровку, которую составил Дерункос. Фрёбик в затруднении и просит вас помочь. Вот карточки с квадратами, здесь вы и будете искать сокровища.
Начинать будем от звёздочки.
Ставим точку на звёздочку и идём 3 клетки вправо, затем 2 клетки вверх. Находим клад в этой клетку ставим желтый квадрат. Идём 2 клетки влево и 1 клетку вниз, находим следующий клад и ставим красный круг и т. д.».
В конце игры дети сравнивают свою карту с образцом или дети меняются местами и проверяют у соседа, сравнивая его карточку с образцом.
Дети делятся мнениями о игре.
11. Игра «Чудесное превращение»
Задачи: развитие познавательных способностей, формирование представлений о разнообразии мира природы, умение передавать образы природного мира, расширение кругозора, развитие воображения, коммуникативных навыков, развитие общения со сверстниками, умение договариваться, сотрудничать и на развитие совместной творческой деятельности.
Оборудование: «Дары Фрёбеля» №7, 8,9,10.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход: Педагог рассказывает:
- Сейчас я буду рассказывать историю, а вы будете мне помогать. Повторяйте все мои движения.
В прекрасном саду среди цветов порхала прекрасная бабочка и однажды летом она на листике отложила много маленьких яиц и были они вот такие. (воспитатель берет горсть точек любого цвета из набора 10).
Время шло, они подрастали и скоро из яиц вылупились маленькие гусенички. (воспитатель кладёт точки на стол). Они росли не по дням, а по часам и каждая из них стала большой гусеницей. И была она вот такая (воспитатель группирует точки в извилистую гусеницу).
Время шло, наступила осень и однажды гусеница стала заматывать вокруг себя тонкую паутинную ниточку. Заматывалась-заматывалась и превратилась в куколку и была она вот такая! (моделируют бабочку).
Всю зиму зимовала куколку под глубоким снегом, пока не наступила весна. Снег растаял, куколка согрелась, внутри неё кто-то зашевелился, кожица лопнула и стала появляться головка с усиками, потом туловище. Были они вот такими, на кого похоже?. (на бабочку). А чего не хватает?. Правильно крылышек.
- Доделайте своих бабочек и помните, что рисунок на крыльях должен быть симметричным.
Дети любуются бабочками, ищут отличия.
12. Игра «Фрёбель-экспресс»
Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве, учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур. Развитие сенсорных навыков. Развитие внимания, познавательной активности и воображения.
Оборудование: дар №11
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход:
На столе участников лежит лист с нарисованным 3-этажном автобусом.
Послушайте задание: вы должны рассадить «пассажиров» - фигурки в Фрёбель-экспрессе. Я буду называть, где сидит пассажир-фигурка, а вы будете рассаживать «пассажиров».
Внимание! В экспрессе 3 ряда: нижний, средний, верхний.
- Слушайте инструкцию: пассажир «жёлтый цилиндр» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтая призма» сидит в верхнем ряду справа…
Пассажир «синий куб» сидит в среднем ряду слева…
Пассажир «красный шар» сидит в нижнем ряду справа…и т. д.
- Все справились? Проверим.
Дети проверяют и делятся впечатлениями.