Получи документы

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста (7 фото)

Галина Авилова
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

]Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. [/b][/b][/b] Проработав с детьми, изучив результаты диагностики детей, я решила обобщить свой опыт работы, который поможет педагогам в дальнейшей деятельности по развитию познавательных способностей у дошкольников. 1.«Лэпбук, как метод системного анализа в технологии ТРИЗ». Этот метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки - лэпбуки. Пособие – лэпбук прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме, он интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий саморазвитию детей и повышению их познавательной активности. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. «Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде : -информативен; - полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; -пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); -обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ; -является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; -вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); -его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; -обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Результаты использования «лэпбука» в совместной деятельности. 1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится. 2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку. 3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе. 4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. 5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели Результаты использования «лэпбука» : -быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики; -проявление повышенного интереса к содержанию; -проявление самостоятельности при работе с «лэбуком»; -проявление интереса со стороны родителей. 2. «Развивающие игры на липучках как метод мозгового штурма в технологии ТРИЗ» Сегодня в помощь, как родителям, так и специалистам придаётся множество полезных пособий и игрушек. Развивающих игр много, но в педагогической работе необходимо выбирать инновационные (трендовые, привлекающие внимание дошкольников. Современный рынок дидактических игр предлагает широкий выбор различных игр и игрушек для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остаётся актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес ребёнка к всевозможным мелким объектам и требующих вложения его действий. Нам всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников. Наша инновационная разработка – игры на липучках. В этих развивающих играх объекты крепятся к карточкам или страницам с помощью липучек. Страницы ламинированы, а это значит, практичны в использовании и безопасны. Ребенку необходимо найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась. Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей. Задачи данных пособий: 1. Развивать познавательную деятельность детей. 2. Развивать зрительное, слуховое, тактильно - двигательное восприятие, воображение, пространственное мышление. 3. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей; 4. Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связывать речь; 5. Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду; 6. Развивать сенсорные способности познания математических свойств и отношений; 7. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор. Преимущества развивающих игр на липучках : • первое и самое главное – детям это нравится. Они могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность. • наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия. • игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить. • незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорных способностей, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы. • простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Поэтому,я решила начать с этой технологии. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Исходя из этого, я поставила перед собой цель: использование лэпбука как средства развития познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме. 2. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков как средства развития познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Воспитывать у детей умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности. 4. Развивать познавательно - исследовательскую активность, самостоятельность, инициативность. 5. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию. 6. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях. 7. Обеспечить индивидуализацию образовательного процесса. Свой первый лэпбук «Зима» я сделала с целью закрепления и систематизации знания детей о зиме (Приложение 2) Задачи: • Повышение уровня интеллектуального развития • Формирование у детей познавательных интересов • Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей; • Обогащение и активизация словарного запаса детей Начала с того, что принесла детям старые детские журналы с играми, головоломками, ребусами, красивыми зимними картинками. И предложила детям вырезать то, что подходит к нашей теме «Зима». Дети с удовольствием вырезали, отбирали игры, рисовали свои зимние картинки. Также, подключились родители, которые тоже принесли с дома детские старые журналы и раскраски. Когда мы все вырезали, подготовили и нарисовали я спросила у детей : «Как мы сможем сохранить все наши вырезки, чтобы было удобно рассматривать и играть?» Дети предложили вклеить их в книгу. Тогда я показала им зараннее приготовленную основу для лэпбука из плотного картона, форматом А3. И мы начали творить. Ребятам такой способ подачи информации очень понравился - они с огромным удовольствием не только своими руками делали папку наравне со мной, не только выполняли все развивающие задания, но и теперь постоянно пересматривают ее. Данный лэпбук использую и на групповых занятиях, и на индивидуальных, при закреплении времен года, зимних месяцев. Второй лэпбук я разработала специально для девочек. Это пособие по гендерному воспитанию «Я – девочка»(Приложение 3) Так как столкнулась с такой проблемой, что в моей группе некоторые девочки предпочитают «быть мальчиками», т. е играют в мальчишеские игры, говорят о себе в мужском роде и куклам предпочитают машины и инструменты. Целью данного дидактического пособия является: формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения «Я –девочка». Основную часть лэпбука составляют дидактические и ролевые игры, речевой и наглядный материал, раскраски. В нем представлены такие игры : «Одень куклу», «Собери чемодан», «Мамины помощники», «Собери и укрась торт», «Мое настроение», «Мамины профессии», «Сделай прическу», «Шнуровка», «Приготовь обед», «Накрой на стол», «Я- визажист»и другие развивающие игры. (Приложение 2) Третий лэпбук «Славной победе посвящается» был разработан мною к 75- ти летию Дня Победы. Позволяет расширить представление детей о празднике, его значении, познакомить с военной техникой, оружием того времени, его символами, городами-героями и орденами. В лэпбуке собраны материалы о ВОВ для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Состоит из трех разворотов, на которых помещены 16 развивающих заданий. Этот лэпбук мы с детьми собирали вместе. Я рассказала детям историю о служебной собаке, которая выносила раненых с поля боя, ребятам понравилась это история и они попросили рассказать еще про животных на войне. Тогда я предложила им дома с родителями найти в энциклопедиях, в интернете такие истории. Дети с родителями на следующий день принесли несколько историй, которые они сами и рассказали другим ребятам. Потом мы искали информацию о детях героях войны, их подвигах, о городах героях и многое другое. Весь материал мы собрали в лэпбук. Используем его на занятиях по Великой Отечественной войне, в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей. Лэпбук, это отличный способ для повторения пройденного, изучение нового. В любое удобное время ребёнок просто открывает его и с радостью повторяет пройденное, сравнивает, анализирует рассматривает иллюстрации с военной техникой, ордена, фото героев ВОВ, форма и головные уборы как в военное время так и сейчас (Приложение 7) Лэпбук «Ты, Кубань, ты наша Родина» Цель: систематизация знаний о малой Родине – Кубани. Задачи: - закрепить знания детей о государственных символах Краснодарского края и города Новокубанска - расширять представления о природе Краснодарского края; - развивать познавательные интересы; вызвать желание общаться с природой, - оказывать посильную помощь в ее охране, познакомить с многообразием животного и растительного мира, - воспитывать чувство любви к своей малой Родине Краснодарскому краю и Новокубанску Идею создать такой лэпбук мне подали дети, когда мы вели беседу о том, где они живут, какой у них дом, на какой улице они живут, в каком городе, в каком крае, в какой стране. И один из ребят, на вопрос в каком крае он живет, ответил: «Кубань». Другие дети сказали, что он не правильно ответил, а мальчик настаивал на своем, что живет он на Кубани, и тогда возник у ребят вопрос: «А что такое Кубань?». И мы вместе с детьми решили выяснить, что же такое – Кубань и действительно ли мы живем на Кубани. Лэпбук «Ты, Кубань, ты наша Родина!» состоит из нескольких страниц, на которых имеются карманы с тематическими разделами: Первый разворот -символика и губернатор Краснодарского края. Второй разворот- символика и губернатор г. Новокубанска, кармашек с фотографиями достопримечательностей родного города. Третий разворот- кармашек «Красная книга Краснодарского края», дидактическая игра «Найди герб города», кармашек «Достопримечательности Краснодарского края». Четвертый разворот- игра в технике круги Луллия «Национальная одежда жителей Кубани» В результате проделанной работы значительно расширился кругозор детей относительно темы кубановедения. У них появилось осознанное понимание своей принадлежности к кубанским землям, к казачьей истории, его быту и традициям. Дети стали проявлять интерес к истории и традициям Краснодарского края. Они смогли твердо ответить на вопрос: «Что такое Кубань?» и «Живут ли они на Кубани?». Недавно один воспитанник ездил с родителями в Кавказский заповедник, и оттуда принес новое фото в кармашек «Красная книга», которого у нас не было. А если дети проявляют активность в познании своего края, значит моя работа продела не зря. Полагаю, что лэпбук в дальнейшем можно расширять и разнообразить, тем самым открывая для детей новые интересные факты о Кубани (Приложение 6). Лэпбук «В гостях у Сказки» направлен на формирование знаний о сказках, развитие познавательных способностей посредством развивающих заданий и игр, обобщение знаний о русских народных сказках. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Данное пособие представляет собой интерактивную самодельную книгу-папку, которая содержит внутри множество кармашков с разнообразными карточками с заданиями. Все карточки заламинированы. При регулярном использовании дидактического пособия Лэпбук «В гостях у сказки» ребенок научится самостоятельно пересказывать сказки, обыгрывать знакомые сюжеты. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому реб нку. Дидактическое пособие предусматривает возможности интеграции во все сферы образовательной деятельности и может быть использовано в разных видах работы с детьми: на занятиях речевого и познавательного развития, в совместной деятельности воспитателя и детей, а также в самостоятельной игровой деятельности детей (Приложение 5) Лэпбук «Космос» был сделан с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Задачи: -дать представление об основных понятиях (космос, планета, звезда солнечная система, галактика, комета и др.) -познакомить с первыми космонавтами (человек и собаки) - формировать интерес к добыванию знаний - способствовать развитию творческих способностей - развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение. Включает в себя кармашки с игровыми заданиями: космический лабиринт, дидактические игры : «Звезды», «Найди одинаковое», «Зачеркни лишнее», «Собери Галактику», «Космическое лото», загадки и стихи о космосе. панно с солнечной системой и планетами в ней, которые дети могут откреплять и ставить на нужное место, тем самым запоминая их расположение в галактике. Лэпбук может помочь быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме. Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. В ходе работы с лэпбуком у детей расширяется и активизируется словарный запас по теме "Космос". Пособие создано для организации совместной и образовательной деятельности. Лэпбук предназначен: для индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми дошкольного возраста, а также для самостоятельной деятельности детей (Приложение 4) Лэпбук «Береги природу!» создан совместными усилиями детей старшей группы. И в этом смысле трудно переоценить его значение: ещё до выполнения заданий лэпбука ребёнок познаёт мир природы и начинает понимать, как её оберегать. Раскрашивая изображения «Живая и неживая природа» или вырезая картинки «Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы», ребята задумываются над особенностями объектов природы. Делая картинки «Помощь природе» или обложки к экологическим сказкам, дошкольники ещё раз проговаривают правила поведения в природе. Каждая страница, каждый кармашек лэпбука «Береги природу!» – это дидактическая игра со своими задачами. Кармашки «Неживая природа» и «Живая природа» содержат картинки, раскрашенные руками детей. Дидактическая задача: классифицировать изображения объектов природы по признаку «живая природа» и «неживая природа», объяснить свой выбор. Страничка «Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы» помогает ребё нку понять с малых лет: не всё можно брать от природы бесконечно, какие-то ресурсы нужно беречь или пытаться найти им замену. Задача: назвать природный ресурс и объяснить, к какой группе он относится, и почему. Дидактическая игра «Запрещающие экологические знаки». Задача: назвать экологический запрещающий знак, объяснить, какое правило поведения в природе оно демонстрирует. Ребята быстро выучили эти знаки благодаря тому, что сами раскрашивали изображения на них. Кармашек с раскрасками «Помощь природе». Задача: раскрасить картинки, объяснить, какие добрые дела изображены на картинке и почему их можно считать добрыми по отношению к природе. Книжка-раскладушка «Животные Красной книги Краснодарского края». Дидактическая задача: назвать животных нашего края, занесённых в Красную книгу. Фотографии знакомых животных привлекает интерес детей к этой книжке, а периодическое рассматривание изображений помогает детям запомнить внешний вид и названия не известных ранее животных Красной книги родного края. Дидактическая игра «Сортировка мусора» содержит карманчики в виде разноцветных мусорных контейнеров. Её цель: научить ребёнка классифицировать предметы, изготовленные из разных материалов, на группы и сформировать устойчивое представление о том, что сортировка мусора позволяет его переработать, сохранив при этом ценные природные ресурсы. Если ребёнок не умеет читать, при сортировке мусора он ориентируется на цвет контейнера. Но со временем надписи на карманчиках интересуют детей всё больше, стимулируя процесс чтения. Дидактическая игра «Пищевые цепочки» содержит карточки с объектами пищевой цепочки (кузнечик- трава-лягушка-птица) и т. д. Дети, собирая цепочку, учатся запоминать кто кем питается. Данный лэпбук — ценное дидактическое пособие экологического содержания, которое помогает с пользой провести с детьми занятие или свободное время (Приложение 9) Лэпбук «Птицы» содержит разворот «Перелетные птицы» и «Зимующие птицы» Цель: Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Задачи: -развивать интерес к миру пернатых, любознательность, дать представление о значении птиц для окружающей природы; -продолжать закреплять названия зимующих птиц наиболее распространенных в нашем регионе; -развивать умение их различать, группировать, отгадывать по названным признакам; - развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, любознательность.. Создание лэпбука прошло в тесном взаимодействии: родители, дети, педагоги. Воспитанники вместе с родителями участвовали в сборе информации по теме, изготовлении игр (Приложение 8) Лэпбук «Правила дорожного движения». Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения. С помощью данного пособия дети повторяют и закрепляют знания о светофорах и сигналах, учатся классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса, предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать. Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети нашей группы различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте (Приложение 10) Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес. Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Публикация «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
Описание основных методов и методик используемых в представляемом педагогическом опыте Проработав с детьми изучив результаты диагностики детей я решила обобщить свой опыт работы который поможет педагогам в дальнейшей деятельности по развитию познавательных способностей у дошкольников Лэпбук как метод системного анализа в технологии ТРИЗ Впервые создавать лэпбуки начали американцы Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко Его можно использовать как в детском саду так и дома
Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 сентября 2024 в 20:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Авилова (УИ 1657347) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД