нелля ткаченко
Развивающие игры и дидактические упражнения для ознакомления с цифрами в пределах первого пятка для среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦИФРАМИ
В ПРЕДЕЛАХ ПЕРВОГО ПЯТКА.
(средний возраст).
ЦЕЛЬ:
Для формирования и развития математических представлений, ознакомить с цифрами в пределах первого пятка в играх и дидактических упражнениях.
ЗАДАЧИ:
* научить, -
Публикация «Развивающие игры и дидактические упражнения для ознакомления с цифрами в пределах первого пятка для среднего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- узнавать образы цифр первого пятка;
- обозначать количество предметов соответствующей цифрой;
- цифре подбирать соответствующее количество предметов;
* закрепить, -
- понятие, что слово цифра - символ, которым обозначают количество чего-либо, а слово число - обозначает действительное количество чего-либо;
- понятие «предыдущее» и «последующее» число, «соседи числа» в пределах «пяти»;
- навыки количественного и порядкового счета в пределах «пяти» (соответственно отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?» и т. д.);
* продолжать, -
- развивать логическое мышление, память, воображение.
Задача ознакомления детей с цифрами ставится по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» по программе «Детство» (автор Логинова В. И. и коллектив) со средней группы.
Обучая детей «цифрам», важно придерживаться простого правила – не вводить на занятиях сразу несколько цифр. Знакомство с одной цифрой должно занимать определенное время. На занятиях и вне занятий, для закрепления определенной цифры, важно использовать игры и дидактические упражнения, где есть возможность закрепить количественный и порядковый счет, а так же понятие «предыдущее» и «последующее» число, «соседи числа», сформировать представления о натуральном ряде.
В разные годы педагогов и психологов интересовала проблема обучения детей счетной деятельности, знакомства с цифрами.
Так М. Монтессори опиралась на сенсомоторное развитие для формирования интеллектуальных способностей. Детьми осваивался математический материал, например, набор кубиков в разном количестве, затем происходило обучение цифрам, как средства освоения умений сравнивать числа, что, по мнению М. Монтессори, ведет к успешному овладению арифметикой.
Е. И. Тихеева тоже вела исследовательскую деятельность в области знакомства детей с цифрами, где ею предлагались
игры с парными карточками, наборы коробочек с мелкие игрушками и цифры, а так же использовалась в изучении цифр групповая комната, где надо было к группе предметов подкладывать соответствующую количеству предметов цифру. По мнению Е. И. Тихеевой, формировалась определенная база знаний, на основе которой рекомендовалось знакомить детей уже с действиями сложения и вычитания при помощи готовых карточек, на которых написаны цифры и знаки.
Так же вопросами ознакомления дошкольников с цифрами занималась Ф. Н. Блехер. По ее мнению, дети должны активно участвовать в практических жизненных ситуациях, - выполнять поручения взрослых, требующие освоения математических представлений; в играх, на занятиях упражняться в образовании групп предметов; сравнивать; отсчитывать; находить цифры и т. д.
Исследовательские работы педагогов и психологов по проблеме обучения детей счетной деятельности, дают возможность сказать, что ребенок-дошкольник постигает понятие числа и действие с числами на протяжение длительного периода. В этот же период происходит и знакомство с цифрами - символами, обозначающие числа. Дети легко и с интересом усваивают цифры в играх и дидактических упражнениях.
«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ».
* предложить, -
- обвести пальцем цифру;
- выложить цифру из мозаики, счетных палочек, деталей конструктора и т. д. ;
- раскрасить цифру;
- вылепить цифру из пластилина;
- написать цифру пальцем на крупе;
- угадать цифру, нарисованную в воздухе;
- сложить цифру, из определяющих ее частей;
- нарисовать столько кружков (квадратов, треугольников и т. д., сколько «показывает» цифра;
- раскрасить столько кружков (квадратов, треугольников и т. д. ,
сколько «показывает» цифра;
- наклеить столько кружков (квадратов, треугольников и т. д. ,
сколько «показывает» цифра;
- присесть столько раз, сколько «указывает» цифра;
- подпрыгнуть (на двух ногах, на одной ноге, сколько «указывает» цифра;
- подобрать к карточке с цифрами соответствующую карточку с предметами;
- подобрать к карточке с предметами соответствующую карточку с цифрами;
- найти ошибку в предложенных вариантах (карточки с цифрами и предметами);
- найти предложенную цифру среди повторяющихся цифр первого пятка;
- запомнить карточки с цифрами, затем поменять местами карточки с цифрами, отгадать, какая цифра «убежала»;
- исправить положение цифры, которая случайно перевернулась «верх ногами» или «вниз головой»;
- угадать, за каким облачком спряталась цифра;
- угадать и соотнести количество предметов с цифрой из предложенного ряда цифр;
- показать, как можно составить предложенную цифру из предметов (например, цифра 4 – один кубик и три кубика; два кубика и два кубика и т. д. с другими цифрами в пределах первого пятка и с разными предметами);
- послушать стихи и сказки о цифрах.
Для закрепления количественного и порядкового счета,
* предложить, -
- угадать, всем ли зайчатам досталась морковка;
- угадать, на каком месте находится выделенная фигура;