Получи документы

Развивающие игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы для дошколят

Елена Новикова
Развивающие игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы для дошколят
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

«Игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы»

Подготовила воспитатель Новикова Елена Анатольевна

«С детьми играть – ум, разум, душу развивать. Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой деятельности

Публикация «Развивающие игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы для дошколят» размещена в разделах

Игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы известны всем давно. Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Исследованиями установлено, что они являются эффективным средством умственного и математического развития детей дошкольного возраста.

К играм-головоломкам или плоскостным геометрическим конструкторам относятся «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо». Все эти игры объединяет общая цель, способ действия и результат. Основной и важный принцип игр от простого — к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Игры - головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Рекомендуется пособие прежде всего детям 4-7 лет, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Поможет сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами.

Выкладывать геометрические фигуры, входящих в набор можно на полу, столе, на магнитной доске. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Все игры результативны : получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, из деталей игры «Колумбово яйцо» — силуэты птиц, животных. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур. Изготовить игры чрезвычайно просто в домашних условиях. Используется для изготовления самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, пластик, фанера и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размер деталей набора можно по желанию увеличить или уменьшить. Окраска комплекта с обеих сторон должна быть одинаковой. Образцы можно выполнить в том же масштабе, что и детали игры (в этом случае составление силуэта облегчается, а также уменьшив или увеличив их.

"Волшебный круг".

Круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну часть на другую.

Цель: учить анализировать, искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

Знакомиться с игрой стоит постепенно - вместе с ребенком рассмотрите элементы, сгруппируйте их по размерам, форме, найдите одинаковые. Потом попробуйте их по-разному скомбинировать друг с другом, чтобы понять принцип.

Из фигур игры составляются силуэты человека, животных, растений, рыб и т. д., которые потом можно перенести на бумагу - дорисовать и раскрасить.

По возможности помогайте малышу преодолевать трудности - сначала можно предлагать достраивать схемы или ваши рисунки, или же, наоборот, заканчивать начатую ребенком работу.

Игра “Колумбово яйцо” поможет развить в вашем ребенке сенсорные способности, пространственное представление, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку. У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества. Такую игру можно купить готовую, но ее несложно сделать и самостоятельно. Овал размером 15*12 см разрезают, как показано на схеме. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Для изготовления игры используют картон или пластик, одинаково окрашенный с обоих сторон. Если картон, то обклеенный цветной бумагой. Правила игры те же создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате можно заметить, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

Пусть дети подумают, что можно составить из набора фигур к игре “Колумбово яйцо”? Кто-то изобразит птицу в полете, пингвина, человека, кто-то увидит рыцаря, коня, балерину, воина, лошадку и т. д. В помощь вашей фантазии вы можете увидеть посмотреть на наши картинки.

В ходе приобщения к игре необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая возраст и индивидуальные возможности ребенка.

В случае затруднения, вы можете предложить ребенку сложить фигуру из образцов. А можно дать подсказку: мысленно представить составляемую фигуру, расчленяя ее форму и строение на части, а затем воссоздавать на столе.

Фигуры-силуэты, придуманные детьми, можно зарисовать в альбом (в семейный архив) или сфотографировать. А за самые выразительные фигуры, я думаю, вы согласитесь со мной, ребенок заслуженно может рассчитывать на поощрение.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно.

Танграм - это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т. д. Игра очень проста. Квадрат ( величина его практически может быть любой: 5*5, 7*7, 10*10, 12*12 см и т. д.) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребенка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного. Помощь ребенку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Игра «Танграм» вызывает у детей (и не только у них) огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные, поэтому надо как можно больше посвящать время совместным играм!

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике НикитиныхДетский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группыМастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы После изготовления детьми дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных возникла необходимость создать условия для хранения.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представленийДидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Игры-головоломки для детей 6–7 летИгры-головоломки для детей 6–7 лет Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игры-головоломки с палочкамиИгры-головоломки с палочками Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Четвертый лишний. Геометрические фигуры»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Четвертый лишний. Геометрические фигуры» Хочу представить Вашему вниманию дидактическую игру «Четвертый лишний» на обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете.

Плоскостные дидактические пособия «Фланелеграфы» для детей первой младшей группыПлоскостные дидактические пособия «Фланелеграфы» для детей первой младшей группы Доброго времени суток,уважаемые коллеги. Представляю третью часть своих плоскостных дидактических пособий. На этот раз это дидактическая.

Спортивный праздник «Олимпийские игры для дошколят»Спортивный праздник «Олимпийские игры для дошколят» Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Задачи: Формировать у детей представление об олимпийских играх. Совершенствовать.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы для дошколят
Опубликовано: 9 мая 2021 в 18:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы для дошколят» (включая файлы) размещена пользователем Елена Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД