Приложение МААМ

Развивающие игры для неговорящего ребенка

Павлюк Наталья
Развивающие игры для неговорящего ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающие игры для неговорящего ребёнка

Если вашему ребёнку 3-4 года и он не говорит – эта статья для вас.

У неговорящего ребёнка страдают коммуникативные навыки и социальная адаптация – это затрудняет существование малыша в нашем непростом мире. Развивающие игры помогут дошкольнику адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к взаимодействию с другими детьми в детском саду.

Темочки:

Занятия с неговорящим ребёнком следует начинать не с речевых упражнений, а с психологической работы. В первую очередь – малышу необходимо предоставить новые, положительно окрашенные сенсорные впечатления.

Мир вокруг нас разнообразен и интересен. Сенсорные свойства предметов можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью которых ребёнок будет успешно развиваться.

Поэтому в работе с неговорящими дошкольниками эффективны сенсорные игры. Они могут быть предметными (развивают зрительные и тактильные ощущения); звуковыми (тренируют слуховое внимание); подвижными (формируют ощущение движений тела); вкусовыми (развивают вкусовое восприятие) и т. д.

При выборе развивающих игр необходимо учитывать следующие условия:

- личные предпочтения ребёнка, его интересы;

- доступность (ребёнку в 3 года не стоит предлагать игры для 7-летних детей);

- польза, которую могут принести ребёнку игровые действия.

В организации домашних развивающих сенсорных игр вам помогут такие правила:

1. Говорите с ребёнком на одном языке! Играйте с ним, подражайте его звукоподражаниям и игровому поведению. Так между вами скорее завяжется диалог.

2. Используйте жесты. Они создают основу для развития речи. Пользуйтесь общепринятыми жестами – например, протягивайте свою руку, чтобы указать на предмет, когда вы говорите «Смотри!»; кивайте головой, когда вы говорите «Да»; хлопайте в ладоши, когда хвалите ребёнка и т. д.

3. Оставьте «пространство» для речи вашего ребёнка, даже если он не говорит. Когда вы задаете вопрос или видите, что ваш ребёнок хочет чего-то, выдержите паузу в течение нескольких секунд, глядя на него. Не нужно понимать его с полуслова и выполнять мгновенно любое желание, дайте малышу возможность выразить своё желание словом или жестом. Следите за любым движением его тела или звуком, реагируйте на них.

4. Задавайте вопросы. На первых этапах развития речи можно использовать вопросы «Что?» и «Где?».

5. Упростите вашу речь. Говорите мало и медленно, это поможет вашему ребёнку понимать, что вы говорите. Попробуйте говорить в основном отдельными словами или короткими фразами («Бросай мяч», «Принеси носочки»).

6. Обязательно хвалите ребёнка за сотрудничество!

7. Будьте гибкими. Умейте сократить или облегчить задание, если ребёнок устал. Итак, давайте рассмотрим развивающие сенсорные игры, которые помогут улучшить психологический фон развития вашего малыша и простимулируют речевые процессы.

Предметные игры

«Открой – закрой»

Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры с разными видами застёжек. Поместите в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребёнку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип её работы. «Мячик, катись!» : Родитель садится напротив ребёнка на полу и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно привлечь к игре других членов семьи, тогда игра вызовет больший интерес.

«Найди одинаковые предметы»

Положите в коробку большое количество парных предметов (2 носка, 2 ложки, 2 машинки и т. д.) и сядьте с ребёнком на пол. Поставьте коробку между собой и ребёнком. Возьмите один из предметов, поднимите его, чтобы он мог его видеть. Скажите: «Смотри, носок! Давай найдём такой же носок в коробке!». Помогите малышу найти носок, положите пару у коробки, похвалите ребёнка. Продолжайте таким же образом, пока он не найдёт все предметы.

«Найди отличия»

Родитель вместе с ребёнком рисует любую несложную картинку (котик, домик, машинка). Взрослый незаметно дорисовывает несколько деталей и вновь показывает картинку. Ребёнок должен показать, что изменилось в рисунке.

«Сделай башню»

Игра поможет ребёнку запомнить цвета, научит понимать речевую инструкцию и разовьёт навыки подражания. Скажите: «Давай построим башню!». Положите 1 кубик на середину стола и попросите ребёнка положить такой же. Поставьте, например, красный кубик и попросите: «Сделай то же! Поставь красный кубик!». Повторите это действие с другими цветами, пока не составите все кубики в башню.

Игры с водой

«Переливание воды»

Пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь вместе с ребё нком наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Была пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Бульки»

Научите ребёнка дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. «Наблюдаем за водичкой». Можно сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; можно бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги…

Осязательные игры

«Совместное рисование»

Вы можете рисовать кисточкой, а можете пальчиком (обмакните его в краску и рисуйте узоры, линии, разводы; смешивайте цвета). Такое рисование позитивно влияет на эмоциональное состояние малыша.

«Волшебный сундучок»

В красиво оформленный сундучок положите различные мелкие предметы с разной фактурой поверхности (клубочки, бросовый материал, природный материал, кусочки меха). Вместе доставайте их из сундучка, рассматривайте, ощупывайте, играйте с ними, придумывайте – где это может пригодится, на что похоже…

«Игры с сыпучими материалами»

Возьмите большой пластиковый таз или ванночку, наполните рисом, фасолью, мелкими шариками. Туда закапывается игрушка. Ребёнок должен её отыскать.

«Разложи по тарелочкам»

Перемешайте в мисочке фасоль и горох, косточки разного размера. Затем попросите ребёнка разделить крупы или косточки, разложить по отдельным тарелочкам.

«Игры с пластичными материалами»

На развитие речи влияет развитие мелкой моторики пальцев, поэтому очень полезно лепить с ребёнком. Можно использовать специальные пасты для лепки, глину, пластилин, кинетический песок. Учим ребёнка мять, отщипывать кусочки, раскатывать колбаски, катать шарики, сплющивать лепешки, лепить пирожки, размазывать по картону… А затем – лепите зверюшек, бытовые предметы, включайтесь в сюжетную игру с поделками («Накормим мишку», «В гости к зайчику»).

Слуховые игры

«Послушаем звуки»

Наш дом наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребёнка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, скрипу тормозов, пению птиц за окном, шуму ветра и т. д.

«Найди такую же коробочку по звуку»

Насыпьте в небольшие коробочки (например, упаковки от киндер-игрушек) разные крупы – пшено, гречу, манку (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребёнка к звучанию, – пусть он найдёт коробочку, звучащую так же.

«Что шумит?»

Возьмите предметы, издающие разные негромкие звуки (шуршание целлофана, звон колокольчика, тихий звук погремушки, шелест обёрточной бумаги, звучание монет). Сначала ребёнок должен послушать, изучить, запомнить звучание предметов. А потом вы будете отворачиваться и издавать звуки – пусть ребёнок угадывает, что шумит.

«Игра на музыкальных инструментах» :

Развитию речи будет способствовать отбивание ритмов на барабане, игра на детском пианино или ксилофоне… Можно использовать звучащие игрушки.

Двигательные игры

«Делай, как я!»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на него и повторить простые движения – прыжки, приседания, качание руками, наклоны головой… («Полетим, как птичка», «Постоим на одной ножке, как цапля», «Помашем папе из окошка» и т. д.).

«Игры с ритмами»

Такие упражнения позволяют «растормозить» речь, подготовить к речевой активности. Вы можете использовать такие приёмы в играх с ритмами – хлопки в ладоши; топанье ножками; прыжки в определённом ритме; танцы; пение детских песенок; проговаривание коротких потешек.

Развитие речевого подражания

«Играем со звуками»

Обратите внимание ребёнка на то, как получаются разные звуки. Попросите его сделать так же:

- надуйте щёки, затем хлопните по ним руками, издавая звук П;

- длительно произносите звук И, одновременно быстро водите пальцем по губам, у вас получится БИ-БИ-БИ;

- произносите звук А и одновременно похлопывайте по губам ладонью, у вас получится клич индейца;

- поднесите палец к губам, вытяните губы трубочкой и произнесите звук Ш-Ш-Ш…

Павлюк Наталья Александровна

Педагог-психолог МАДОУ детский сад №20 «Жемчужинка» г. Анапа

Публикации по теме:

Развивающие игры по математикеРазвивающие игры по математике В детском саду часто проводят конкурсы на разные темы,сейчас все воспитатели готовят игры по математике. Я уже печатала фотоотчет о тех.

Фото и видеоотчет «Развивающие игры»Фото и видеоотчет «Развивающие игры» Предлагаю фото и видеоотчет игровых мероприятий с детьми раннего возраста. Играя мы с детьми учимся, развиваемся, радуемся, познаем мир.

Развивающие игры с гидрогелемРазвивающие игры с гидрогелем Добрый день мои друзья и гости моей странички. Хочу поделиться с Вами новым увлечением моих деток - это игры с гидрогелем. Гидрогель.

Развивающие игры для гиперактивных детей 1. Подвижные игры на развитие внимания а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающие игры для неговорящего ребенка
Опубликовано: 13 декабря 2024 в 14:27
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие игры для неговорящего ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Павлюк Наталья (УИ 3512859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД