Масленникова Ирина
Развивающие игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детские игры такое явление, которое многим кажется совершенно ясным и простым и о котором берется судить всякий. Все видят, все знают детские игры. Между тем, простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают. Если не довольствоваться банальными фразами о детской игре, а попытаться серьезнее взглянуть на нее, то сейчас же обнаружатся трудности. Что такое детская игра? В чем ее сущность? Каковы ее источники? Как развивается детская игра?
Публикация «Развивающие игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Детская игра, занимая по количеству времени, отдаваемого ей, видное место, имеет, несомненно, важное значение в развитии человека. Прошло то время, когда она считалась пустяком, таким явлением, на изучение которого взрослому было бы стыдно тратить много времени; теперь уже все, кажется, убедились, что игра весьма и весьма характерное, существенное явление в детской жизни.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир! Чтобы детство детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра! В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками.
Что даёт ребё нку игра:
- удовольствие;
- знакомство с нормами, правилами жизни;
- общение со сверстниками;
- возможность выражать свои эмоции;
- внутреннюю свободу.
Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста
1. Сенсорные игры
Сенсорика (от лат. sensus) - чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы : зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни
2. Моторные игры (бег, прыжки, лазание)
Моторика - двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему, активно двигаться.
Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот, ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития - ползание. В процессе освоения ползания формируются:
--зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо; - межполушарное взаимодействие - координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;
- ориентация в пространстве;
- чувство равновесия.
3. Игра - возня
Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как "куча мала", учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут "померяться" с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа. Именно от года до трех лет у детей формируется образ "телесного Я", они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
4. Языковые игры
Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.
5. Ролевые игры
Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.
Дидактические игры помогают развивать ребенка, его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание!
Для ребёнка раннего возраста весь мир вокруг, любой предмет и действие можно превратить в увлекательное занятие, научив при этом чему-то новому! Главное – применять фантазию и больше времени проводить с малышом.
И помните, заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей особую роль играют положительные эмоции.