Лебедева Ирина Александровна
Конспект развивающего занятия социального педагога для учащихся начальных классов «Учусь общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие социального педагога
«Учусь общаться»
Пояснительная записка:
Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Публикация «Конспект развивающего занятия социального педагога для учащихся начальных классов „Учусь общаться“» размещена в разделах
Конспект развивающего занятия
«Учусь общаться»
Аудитория: учащиеся начальных классов
Цель: совершенствование коммуникативных навыков
Задачи:
• раскрыть понятие «общение»;
• закрепить представления о вербальном и невербальном общении;
• объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;
• способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;
Оборудование и материалы: видеоролик «Я водяной», презентация, смайлики эмоций, маркерная доска, психологические песочницы, притча «Сказка про гвозди», эмокнижки.
Ход занятия.
1. Упражнение «Твое имя»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени.
Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
2. Релаксация.
Изобрази на маркерной доске свое настроение, с каким ты пришел на занятие.
3. Определение темы занятия.
Цель: Создание условий для определения темы занятий детьми.
- О чём мы сегодня будем говорить, ребята, вы должны определить сами. А для этого сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Летучий корабль»
(видео «Я водяной» Ю. Энтин, М. Дунаевский)
- Почему Водяному охота летать?
(Потому что ему скучно на болоте, никто с ним не хочет разговаривать)
- А как по-другому можно назвать слово разговор? (Общение)
Верно. И тема нашего занятия «Учусь общаться»
-Может быть, если бы Водяной умел правильно общаться, у него было бы много друзей, и жизнь для него была бы интересной.
-Как вы думаете, для чего человеку необходимо общение? Что мы делаем с помощью общения?
(Для того, чтобы делится информацией; поделиться с другом радостью или своей проблемой)
-А что же может произойти с человеком, если он не будет общаться, или с ним не будут общаться?
4. Дискуссия:
Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».
Ребята, так что такое общение? И для чего люди общаются?
(Работа с презентацией)
Общение – это процесс взаимодействия 2-х и более людей, при котором происходит:
• Обмен информацией;
• Взаимодействие;
• Восприятие и понимание другого человека.
5. Игра «Назови эмоцию»
Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.
Ребята, а давайте подумаем, от чего когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?
ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА
Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия, ненависть, зависть, гнев, подозрительность, скупость, эгоизм). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание, доверие, вежливость, внимательность, честность, открытость).
6. Тест «Мои эмоции»
Цель: формирование «банка» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.
Всем участникам раздаются бланки с различными эмоциями (положительными и отрицательными).
Предлагается выбрать и нарисовать на маркерной доске эмоцию, которая характерна отвечающему.
Затем идет обсуждение по вопросам:
Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?
Как этому научиться?
7. Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Обсуждение:
• Ребята, какой был мальчик?
• Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
• Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
• Почему он вытащил гвозди из столба?
• Что сказал отец сыну?
• В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»?
• Что посоветовал отец?
8. Заключение. Подведение итогов.
Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит, обижайте по пустякам на другого человека. Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».
9. Релаксация
Цель: расслабление, развитие воображения.
Песочная терапия: смайлик из песка, выражающий радость
Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется.
Спасибо за работу, всего доброго!