Елена Сычева
Развивающая стена «В мире профессий» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая стена «В мире профессий»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Пособие предназначено для организации совместной и самостоятельной образовательной деятельности ребёнка-дошкольника в форме заданий преимущественно игрового характера; создания ситуаций самостоятельного поиска решения возникающих проблем, близких детям дошкольного возраста.
Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Оно направленно на решение одновременно нескольких задач, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей.
Публикация «Развивающая стена „В мире профессий“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Принципы создания пособия:
- привлекательность для детей;
- доступность;
- многофункциональность;
- стимулирование познавательной активности.
Цель: закрепление представлений дошкольников о знакомых профессиях; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие интересов детей, любознательности.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
ОО «Познавательное развитие»
- Развитие познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
ОО «Речевое развитие»
- Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Для изготовления игр и пособий для развивающей стены используется самый разнообразный материал: ковролин, фетр, плёнка для ламинирования, леска, прищепки, ткань с лентой-липучкой и т. д. В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, трафареты, карточки и т. д. Разноцветные конверты промаркированы обозначениями: рука – выполни задание («Раскрась», «Соедини правильно», «Составь из частей», «Кому что нужно для работы?»); ухо – послушай стихотворение, рассказ или отгадай загадку; глаз – посмотри и найди («Чего не стало?»); язык – проговори скороговорку или чистоговорку («Раз, два, три – повтори», «Произнеси правильно»); знак вопроса – узнай новое.
Игры, которые можно организовать на развивающей стене.
Дидактическая игра «Чтобы было, если не было профессии…»
Цель: Расширять представления детей о профессиях.
Задачи: Подвести детей к пониманию значимости и необходимости труда людей различных профессий.
Ход: Детям предлагаются карточки с изображением представителей различных профессий, и задаё тся вопрос: «Чтобы было, если не было этой профессии…»
Дидактическая игра «Инструменты»
Цель: Уточнять представления детей о мире профессионального труда.
Задачи: Расширять у детей представления об инструментах, оборудовании, материалах, необходимых для труда людей различных профессий.
Ход: Воспитатель называет профессию, и перечисляет различные инструменты и прочие предметы, которые используют представители разных профессий. Дети находят предметы и выкладывают на стене.
Дидактическая игра «Угадай профессию по описанию»
Цель: Уточнять представления детей о профессиях.
Задачи: Упражнять в умении узнавать профессию по отличительным признакам.
Ход: Воспитатель описывает представителя какой-либо профессии, остальные называют данную профессию, и выкладывают соответствующую карточку на развивающей стене.
Тема «Повар».
Дидактические игры: «Что нужно для повара», «Свари суп», «Свари компот», «Накрой на стол», «Что лишнее».
Цель: Развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное. Развивать внимательность, умение обобщать.
Игра «Найди лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя».
Цель: Развивать связную речь.
Словесная игра «Варим компот»
Цель: Развивать внимание, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря.
Воспитатель: - Сегодня мы будем варить компот, я буду называть ягоды и фрукты, а вы мне скажете, какой компот из них получится.
Например: Клубника – клубничный, малина – малиновый, ежевика – ежевичный, яблоко – яблочный, груша – грушевый.
Примечание: так же можно играть и в другие словесные игры: Варим суп, делаем салат, печём пирог и т. д.
Словесная игра «Ждём гостей»
Цель: закрепить названия посуды, развивать внимание, развивать речь, словарный запас.
Воспитатель: -Сегодня к вам придут гости. Давайте накроем праздничный стол. Я буду называть вам угощение или продукты, а вы мне скажете, куда нужно это положить.
Например: Сахар – в сахарницу, конфеты – в конфетницу, масло – в маслёнку, хлеб – в хлебницу, фрукты – в вазу и т. д.
Образовательная ситуация «Повар»
Цель: - Продолжать знакомить детей с профессией повара.
Задачи:
- Закрепить у детей понятие о назначении и труде повара.
- Формировать значимость и уважение к этой профессии, умение отвечать на вопросы, учить понимать смысл загадки.
- Развивать речь детей, память, мышление.
- Формировать умение классифицировать овощи - фрукты.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (повар)
Воспитатель показывает куклу «повар» или выкладывает на развивающей стене картинку «повар».
Воспитатель: правильно, повар. Повар - это человек, который работает на кухне. Готовит вкусную, полезную еду.
Воспитатель: Ребята, у меня в конверте что-то есть предметы давайте посмотрим. Для чего нужна кастрюля? (варить)
-А для чего поварёшка?
-А сковорода?
- Как это можно всё назвать одним словом? (посуда)
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна посуда? (готовить, варить, кушать).
Воспитатель: Правильно. С помощью посуды готовят еду. А есть посуда, из которой едят. Как вы думаете, из какой посуды едят? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, мы с вами тоже превратимся в поваров и сыграем в игру «Мы капусту рубим-рубим». Покружились, покружились и в поварят превратились.
Мы капусту рубим, рубим,
(ручками показываем как мы рубим капусту)
Мы морковку трём, трем.
(ручками показываем как мы трем морковку)
Мы капусту солим, солим,
(пальчики щепоткой — солим)
Мы капусту мнем, мнем (ручками «мнем» капусту).
Воспитатель: Ребята, пока мы играли у повара случилась неприятность. Он хотел из овощей приготовить суп, а из фруктов компот, но они все перепутались! Давайте поможем нашему повару и разложим овощи и фрукты по кастрюлям. (на развивающей стене предлагает около большой кастрюли положить овощи для супа, а около маленькой кастрюли положить фрукты)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Помогли повару разложить овощи для супа и фрукты для компота. Давайте нашему повару скажем до свидания.
Для расширения содержания совместной и самостоятельной образовательной деятельности на развивающей стене на тему «Повар» можно организовать образовательные игры сопутствующих профессий :
«Фермер» («Что необходимо для фермера», «Собери урожай»);
«Врач» («Полезные и вредные продукты», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»);
«Водитель» («Привези для повара продукты») и т. д.
Литературные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.-32 с.
2. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №9 сентябрь 2016
3. Международный образовательный портал «МААМ. RU» https://www.parimatchabc5.com