Папки-передвижки

Развивающая речевая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей

Олеся Биза
Развивающая речевая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении.

Темочки:

«Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря - просто игра ума».

Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.

Развивающая среда - это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных. Это фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.

Философией модели развивающей среды служит утверждение : каждый ребёнок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребёнка.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем. Необходимо создать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Принцип коррекционно - развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

Второе условие для речевой практики — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

В зависимости от характера отклонений в развитии детей выделяются специфические задачи и требования к набору дидактического материала. Имеются и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

• принцип открытости;

• гибкого зонирования;

• стабильности-динамичности развивающей среды;

• полифункциональности;

Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, лексической темы.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащена групповая комната Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Уголок по речевой деятельности, организованный в группе – это часть предметно-пространственной развивающей среды всего образовательного пространства, поэтому он должен соответствовать требованиям, указанным в п. 3.3. ФГОС дошкольного образования.

Уголок по речевой деятельности организован воспитателями группы при поддержке учителя-логопеда и участии родителей воспитанников, и отвечает требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а именно соответствует принципам

• Содержательности и насыщенности;

• Трансформируемости;

• Полифункциональности;

• Вариативности;

• Доступности;

• Безопасности,

а также соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда уголка обеспечивает реализацию образовательного потенциала данного пространства и включает материалы, оборудование для развития детей с учетом особенностей и коррекции недостатков в их развитии : в уголке размещены столы и стулья для индивидуальной и совместной с педагогом деятельности, зеркало для работы над артикуляционным аппаратом, полки и книжный уголок, с размещенными на них играми, пособиями, литературой.

Так как у детей с ОНР нарушены все компоненты речи, насыщенность среды отражается в многообразии дидактических средств для занятий, которые включают материалы:

артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;

дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);

лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;

грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;

связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;

грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово».

Содержание и обновление материала в уголке происходит периодически и может зависеть от темы недели, месяца (согласно комплексно-тематического планирования образовательного процесса, лексической темы, времени года, традиций и праздников, что соответствует принципу трансформируемости и вариативности предметно-пространственной среды.

Согласно принципу полифункциональности в уголке могут применяться другие составляющие предметной среды группы, как то: ширма для показа кукольных спектаклей, мягкие переносные модули, магнитная доска, а также могут применяться природный, бросовый материал как предметы- заместители.

Все материалы в уголке находятся в свободном доступе для детей и обеспечивают все основные виды детской активности: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную, коммуникативную, что соответствует принципу доступности.

Принцип безопасности реализуется в надежном укреплении всего оборудования уголка и безопасности материалов из которых изготовлены игры и пособия, а также безопасности их использования.

Таким образом, уголок по речевой деятельности в группе – многофункциональный центр, с насыщенной предметно-развивающей средой, который обеспечивает развитие ребенка во всех видах деятельности с обязательным участием родителей, что соответствует требованиям современного дошкольного образования.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая речевая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 21:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая речевая среда как средство коррекции речевых нарушений у детей» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Биза (УИ 1242844) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД