Лучший педагог года

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

Мурашова Ольга
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. ДОУ предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома).

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе» размещена в разделах

Создавая предметно-развивающую среду в подготовительной группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т. п.). Все предметы доступны детям.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение для игрушки, пособия (мячи, обручи, скакалки и т. п.).

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста. Это:

• познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

• коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

• оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

• творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В групповом помещении подготовительной группы, реализующей примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», оборудована предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие центры активности (перечень оборудования, методическое оснащение):

Спортивный уголок «Будь здоров!» Цель - развитие двигательной активности и физических качеств детей.

- Кегли, кольцеброс, мячи большие, малые, средние, обручи, мячи массажные, игра «Супертвистер», набор картинок «Виды спорта»

- Нестандартное оборудование: массажные коврики и массажные перчатки, флажки и ленточки на палочках, бильбоке, мешочки с песком для метания,

- На участке: скакалки, баскетбольное кольцо, конусы, мячи, веревочки для плетения, бадминтон, клюшки и шайба.

Центр экологии и опытно-экспериментальной деятельности Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, формирование экологической культуры.

- Картинки «Времена года».

- Материал, для осуществления опытной деятельности: микроскоп, лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, сыпучие продукты (горох, манка, мука, соль, сахарный песок и т. д.) Также в этом центре имеется календарь природы, фигурки животных, насекомых и морских обитателей.

- Календарь природы.

- Природный материал: листья, шишки, семена, крылатки, скорлупа грецких орехов, веточки, мох, камешки.

- Наборы картинок и дидактического материала: «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Птицы», «Насекомые».

- Фигурки животных, насекомых и морских обитателей.

Уголок природы Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными

- Комнатные растения: фиалка, хлорофитум, фикус, каланхоэ.

- Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, фартуки.

Речевой уголок Цель: развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания, интонационной выразительности речи; расширение и активизация словаря; составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях, в театрализованной деятельности; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных видов детской деятельности.

- Зеркало.

- Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик, скороговорок и чистоговорок, дидактических игр, направленных на развитие речи.

- Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку».

- Касса букв и слогов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, игры на развитие мелкой моторики.

- Схемы составления рассказов про птиц, животных, овощи, фрукты.

- Лэпбук «Речевичок».

- Массажные мячики.

Книжный уголок Цель: формирование у дошкольников интереса к художественной литературе, закрепление умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.

- Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, книги по интересам.

- Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

- Портреты детских писателей и поэтов.

- Книжки-малышки, созданные детьми и родителями

Уголок «Творческая мастерская» Цель - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности

- Образцы художественной росписи

- Восковые мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, пластилин.

- Цветная и белая бумага, картон, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

- Кисти, палочки, стеки, ножницы, трафареты, палитра, непроливайки, салфетки (15х15, 30х30, подставки для кистей.

- Материал для нетрадиционного рисования: поролон, сухие листья, шишки, колоски, тычки и т. п.

- Образцы декоративного рисования, аппликаций, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т. д.

- Схемы поделок-самоделок, оригами,

- Материал для декорирования: бисер, пуговицы и др.

В группе также имеется специально отведенное место для оформления выставок детского творчества.

Центр музыкально-театрализованной деятельности «В гостях у сказки»

Цель: способствовать стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений, формирование интереса к музыке.

- Ширма.

- Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

- Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо, настольный, пальчиковый).

- Магнитофон.

- Музыкальные инструменты (металлофон, бубны, маракасы, бубенчики, дудочка, ложки).

- Нетрадиционные музыкальные инструменты: бутылочки с крупой.

- Загадки о музыкальных инструментах, картинки ижевских театров, портреты композиторов, дидактическое пособие «Музыкальные инструменты», картотека музыкальных игр.

Уголок сюжетно-ролевой игры Цель: в игре придумывается сюжет, значит, развивается фантазия; в игре ведутся диалоги между играющими, значит развивается речь; используются заместители предметов, развивается воображение; придумываются костюмы-дети проявляют творчество; в игре познается окружающий мир, дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

- «Дом» (Кухня с посудой, мебель)

- «Больница» (Градусник, таблетки, микстуры, бинт, лейкопластырь, вата, лабораторная карта, одноразовые шапочки врача, медицинские перчатки)

- «Магазин» (Касса; деньги, ценники; макеты, муляжи фруктов и овощей).

- «Парикмахерская» (столик с зеркалом детской косметики, инструменты парикмахера).

Уголок безопасности Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

- Макет автомобильной дороги с перекрестком, макеты домов, дорожных знаков, мелкий транспорт.

- Плакаты по безопасности.

- Лото «Правила дорожного движения»

-Картотеки бесед по ПДД, обучающие карточки «Дорожные знаки», «Транспорт», пособия «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения на дороге».

Уголок дидактических игр и конструирования «Развивайка» Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей, мелкой моторики.

- Различные виды конструктора.

- Игры, направленные на развитие мелкой моторики, логики, математических и конструктивных способностей.

- Лото, мозаика, домино, шашки, шахматы.

- Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

- Блоки Дьенеша.

- Рабочие тетради по развитию речи Е. В. Колесниковой.

Уголок краеведения Цель: ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, развитие у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям.

- Государственные символы России и Удмуртии.

- Карта России, глобус.

- Литература об истории и природе Удмуртского края.

- Детские книги и игры на удмуртском языке.

Уголок дежурства Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

- фартуки для дежурных, плакат смены дежурных.

Уголок для родителей Цель: просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Уголок представлен информационными стендами и папками передвижками. В течение учебного года взрослые могут найти в этом уголке разнообразную полезную информацию, например, «Маленький пешеход», «Развиваем пальчики», «Психологическая готовность к школе», «Профилактика детской тревожности» и другие. На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Ребенок имеет возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранном им мини-коллективе.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Таким образом, умело организованная среда позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.

Прикреплённые файлы:

rps-1_s45eh.ppt | 6568,5 Кб
 
Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группеРазвивающая предметно-пространственная среда в средней группе Организованная предметно-пространственная среда в группе должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности для его всестороннего.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе " Радуга " «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на.

Развивающая предметно-пространственная среда в моей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в моей группе При организации развивающей предметно – пространственной среды я руководствовалась ФГОС ДО, Программой МДОУ. Созданная мною развивающая.

Развивающая предметно — пространственная среда в подготовительной группеРазвивающая предметно — пространственная среда в подготовительной группе Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации образовательного процесса, охраны.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группеРазвивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Не секрет, что особую значимость для ребёнка имеют социальные условия его жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр и развивающего.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Авторы: Баринова В. П., Чернявская Н. Ф, Слободянская Е. И., Бронникова О. Л. Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе[/b].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе
Опубликовано: 1 января 2023 в 22:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД