Мурашова Ольга
Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. ДОУ предусматривает выделение микро - и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома).
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Создавая предметно-развивающую среду в подготовительной группе, я опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т. п.). Все предметы доступны детям.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение для игрушки, пособия (мячи, обручи, скакалки и т. п.).
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определенные функции, характерные для данного возраста. Это:
• познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
• коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
• оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
• творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В групповом помещении подготовительной группы, реализующей примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», оборудована предметно-развивающая среда, включающая в себя следующие центры активности (перечень оборудования, методическое оснащение):
Спортивный уголок «Будь здоров!» Цель - развитие двигательной активности и физических качеств детей.
- Кегли, кольцеброс, мячи большие, малые, средние, обручи, мячи массажные, игра «Супертвистер», набор картинок «Виды спорта»
- Нестандартное оборудование: массажные коврики и массажные перчатки, флажки и ленточки на палочках, бильбоке, мешочки с песком для метания,
- На участке: скакалки, баскетбольное кольцо, конусы, мячи, веревочки для плетения, бадминтон, клюшки и шайба.
Центр экологии и опытно-экспериментальной деятельности Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, формирование экологической культуры.
- Картинки «Времена года».
- Материал, для осуществления опытной деятельности: микроскоп, лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, сыпучие продукты (горох, манка, мука, соль, сахарный песок и т. д.) Также в этом центре имеется календарь природы, фигурки животных, насекомых и морских обитателей.
- Календарь природы.
- Природный материал: листья, шишки, семена, крылатки, скорлупа грецких орехов, веточки, мох, камешки.
- Наборы картинок и дидактического материала: «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Птицы», «Насекомые».
- Фигурки животных, насекомых и морских обитателей.
Уголок природы Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными
- Комнатные растения: фиалка, хлорофитум, фикус, каланхоэ.
- Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тряпочки, фартуки.
Речевой уголок Цель: развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания, интонационной выразительности речи; расширение и активизация словаря; составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях, в театрализованной деятельности; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных видов детской деятельности.
- Зеркало.
- Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик, скороговорок и чистоговорок, дидактических игр, направленных на развитие речи.
- Дидактические игры на формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку».
- Касса букв и слогов.
- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, игры на развитие мелкой моторики.
- Схемы составления рассказов про птиц, животных, овощи, фрукты.
- Лэпбук «Речевичок».
- Массажные мячики.
Книжный уголок Цель: формирование у дошкольников интереса к художественной литературе, закрепление умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.
- Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, книги по интересам.
- Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.
- Портреты детских писателей и поэтов.
- Книжки-малышки, созданные детьми и родителями
Уголок «Творческая мастерская» Цель - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
- Образцы художественной росписи
- Восковые мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, пластилин.
- Цветная и белая бумага, картон, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.
- Кисти, палочки, стеки, ножницы, трафареты, палитра, непроливайки, салфетки (15х15, 30х30, подставки для кистей.
- Материал для нетрадиционного рисования: поролон, сухие листья, шишки, колоски, тычки и т. п.
- Образцы декоративного рисования, аппликаций, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т. д.
- Схемы поделок-самоделок, оригами,
- Материал для декорирования: бисер, пуговицы и др.
В группе также имеется специально отведенное место для оформления выставок детского творчества.
Центр музыкально-театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
Цель: способствовать стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений, формирование интереса к музыке.
- Ширма.
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
- Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный (куклы би-ба-бо, настольный, пальчиковый).
- Магнитофон.
- Музыкальные инструменты (металлофон, бубны, маракасы, бубенчики, дудочка, ложки).
- Нетрадиционные музыкальные инструменты: бутылочки с крупой.
- Загадки о музыкальных инструментах, картинки ижевских театров, портреты композиторов, дидактическое пособие «Музыкальные инструменты», картотека музыкальных игр.
Уголок сюжетно-ролевой игры Цель: в игре придумывается сюжет, значит, развивается фантазия; в игре ведутся диалоги между играющими, значит развивается речь; используются заместители предметов, развивается воображение; придумываются костюмы-дети проявляют творчество; в игре познается окружающий мир, дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
- «Дом» (Кухня с посудой, мебель)
- «Больница» (Градусник, таблетки, микстуры, бинт, лейкопластырь, вата, лабораторная карта, одноразовые шапочки врача, медицинские перчатки)
- «Магазин» (Касса; деньги, ценники; макеты, муляжи фруктов и овощей).
- «Парикмахерская» (столик с зеркалом детской косметики, инструменты парикмахера).
Уголок безопасности Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
- Макет автомобильной дороги с перекрестком, макеты домов, дорожных знаков, мелкий транспорт.
- Плакаты по безопасности.
- Лото «Правила дорожного движения»
-Картотеки бесед по ПДД, обучающие карточки «Дорожные знаки», «Транспорт», пособия «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения на дороге».
Уголок дидактических игр и конструирования «Развивайка» Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей, мелкой моторики.
- Различные виды конструктора.
- Игры, направленные на развитие мелкой моторики, логики, математических и конструктивных способностей.
- Лото, мозаика, домино, шашки, шахматы.
- Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.
- Блоки Дьенеша.
- Рабочие тетради по развитию речи Е. В. Колесниковой.
Уголок краеведения Цель: ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, развитие у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям.
- Государственные символы России и Удмуртии.
- Карта России, глобус.
- Литература об истории и природе Удмуртского края.
- Детские книги и игры на удмуртском языке.
Уголок дежурства Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.
- фартуки для дежурных, плакат смены дежурных.
Уголок для родителей Цель: просвещение родителей в вопросах воспитания детей.
Уголок представлен информационными стендами и папками передвижками. В течение учебного года взрослые могут найти в этом уголке разнообразную полезную информацию, например, «Маленький пешеход», «Развиваем пальчики», «Психологическая готовность к школе», «Профилактика детской тревожности» и другие. На информационных стендах размещены режим работы детского сада и группы, сетка непосредственной образовательной деятельности в форме занятия, объявления, меню.
Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Ребенок имеет возможность заниматься любимым делом как самостоятельно, так и в выбранном им мини-коллективе.
В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Таким образом, умело организованная среда позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.