Ольга Бирюкова
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в рамках проекта «Дошкольное пространство без границ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО.
«Проект- дошкольное пространство без границ»
В дошкольном возрасте, у ребенка закладываются основные знания, умения и навыки, которые будут ему необходимые в будущем. Пространство детского сада, в особенности дошкольной группы, должно помогать детям расти самостоятельными и инициативными, думающими и активными, творческими и умеющими делать выбор, а не ограничивать возможности детей.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО в рамках проекта „Дошкольное пространство без границ“» размещена в разделах
С 2017 года в Москве реализуется проект, направленный на повышение эффективности среды дошкольных групп и максимальное использование ресурсов образовательных организаций для развития воспитанников.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13, допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей, или раскладных кроватей с жестким ложем и спальню в период бодрствования детей, для организации игровой и образовательной деятельности.
При создании эффективной среды, спальня становится не закрытым помещением, где дети могут находиться только во время сна, а частью единого группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игры и других видов деятельности.
Дошкольное пространство без границ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, для развития дошкольника, учитывая его особенности и потребности. При этом ФГОС ДО предусмотрено, что предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, а главное, она должна быть безопасной для детей.
Благодаря эффективному использованию пространства создается комфортная среда, у детей появляются новые возможности для игр, совместной и индивидуальной деятельности.
Пространство группы не остается все время одним и тем же: дети могут его изменять самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого, в зависимости от своих идей и замыслов.
В 2020 году, участников образовательного процесса дошкольных групп ГБОУ школа № 1420, заинтересовал проект ДОНМ «Дошкольное пространство без границ».
Согласовав с родителями воспитанников дошкольных групп нашего комплекса, было принято решение, об организации развивающего трансформируемого пространства для детей в моей группе. Теперь проект «Дошкольное пространство без границ» стал реальностью и для воспитанников ГБОУ школы №1420, корпуса № 6, группы №10.
Я считаю, что каждый ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать себе занятие, и при это не мешать своим сверстникам.
Для этого в пространстве нашей группы выделены разные центры активности: для спокойных и подвижных игр, занятий творчеством, обучения, чтения книг и т. д. Возможность выбрать в группе интересное дело, является залогом становления инициативности и самостоятельности у ребёнка.
Основными элементами трансформируемого пространства нашей группы являются мобильная мебель и полифункциональные подиумы. Вся мебель передвигается с помощью колёс, а при не востребованности, занимает минимум места, за счё т компактной структуры: стулья, столы буквально накладываются друг на друга. Этой способностью также обладают тумбы и небольшие стеллажи для хранения образовательных материалов: они являются частью общего группового пространства, что предоставляет детям больше возможностей для игр и других видов деятельности.
Кроме того, тумбы тоже могут встраиваться в детскую игру и превращаться во что угодно — по замыслу детей.
Подобными свойствами обладают и подиумы, размещённые вместо стационарных кроватей. Подиумы являются зоной «дополнительного образовательного пространства», и предоставляют для нас, воспитателей, дополнительные возможности для организации образовательной деятельности. Здесь мы проводит и литературные вечера «Литературные гостиные», конструируем, играем в театр, ведем различные беседы и многое другое.
Нейтральный цвет стен и мебели в нашей группе позволяет организовать образовательную среду с большей гибкостью для разных игр. В этом случае, за счёт игровых аксессуаров, пространство группы может преображаться, и каждый раз выглядеть оригинально.
В условиях, когда дети проводят в группе детского сада значительную часть времени, предметно-пространственная среда влияет на их умственное, эмоциональное, социальное и физическое развитие.
Организация пространства должна способствовать не только творческой активности детей, но и социальному взаимодействию: между детьми, педагогами и детьми, педагогами и родителями.
Другими словами, такая новая образовательная среда подталкивает к диалогу, и эффективно участвует в обучении и воспитании нашего подрастающего поколения.