Гульнара Созонова
Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Созонова Гульнара Зариповна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №1» г. Тобольска, Тюменской области.
Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предлагаю вам познакомиться,как организована предметно-развивающая среда в младшей группе.
Поступление ребенка в детский сад - это важный этап, который сопровождается изменением привычной домашней обстановки, режима дня, разлукой с близкими и родными людьми. Адаптация (от лат. adaptation- «приспособляю») - сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях - физиологическом, социальном и психологическом.
Проблема адаптации детей к условиям детского сада актуальна. Особенно важно в этот период заложить основы комфортного пребывания в детском саду через развивающую предметно-пространственную среду. Правильное размещение игровых зон стимулирует развитие различных видов детской деятельности и помогает избежать конфликтов, а значит успешно адаптироваться.
В групповой комнате собраны игрушки, которые максимально приближают детей к предметам быта – это кухня, кровать, столик, диван, туалетный столик, гладильная доска, куклы, пупсы, ванночки для купания, наборы одежды для кукол, наборы посуды и инструменты для строительства. Наличие этих игрушек помогает вовлекать ребенка в игру, переключать внимание и овладевать определенными навыками действий с этими предметами.
У детей раннего возраста активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Учитывая, что движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты и увертливости, поэтому пространственная среда должна учитывать возможность широких и хорошо просматриваемых путей передвижения. В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки - это машины (грузовики, самосвалы, легковые машины с парковкой, каталки, коляски, качели, горка, которые помогают детям активно двигаться и развивать координацию.
Совместно с родителями мы создали игрушки - пособия для развития мелкой моторики своими руками. Это развивающий коврик, сенсорная Елочка, подушка, объемная развивающая книжка. Все родители хотят, чтобы их дети научились быстро говорить, ведь от этого зависит их дальнейшее развитие, как известно, что между работой мозга и рук тесная взаимосвязь. Развитие мелкой моторики это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. А значит, наши пособия помогают развивать интеллект ребенка в целом! Предметы подобраны из чистых цветов и четкой, несложной формы, разных размеров. Они выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья материалов.
Уголок творчества, где творческие композиции: «Лес и его обитатели», «Домашние животные и птицы», «Урожай» помогают детям познавать окружающий мир, воспитателю решить образовательные задачи по теме недели. Макеты знакомят детей с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного, развивают внимание, воображение, фантазию. На основе готовых макетов мы проводим сюжетные игры. Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями.
Ростовые куклы, созданные для подвижных игр, доставляют детям особую радость. Помогают нам выполнять задачи по физическому развитию, содействовать улучшению координаций движения, обогащать двигательный опыт.
Центр «Песок - Вода» знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, помогает развивать элементарные представления о форме, цвете, величине, так же успешно развивает мелкую моторику. Игры с песком и с водой доставляют детям много радости и удовольствия!
В нашей группе установлена дидактическая развивающая панель на всю стену «Морские обитатели». Она превосходно вписывается во внутригрупповое пространство. Панель преображает интерьер, создает ощущение сказки и присутствия в подводном царстве. Такие панели называют бизибордами – это развивающие игровые доски для детей, на которых закреплены различные игрушки, замочки, мелкие детали. Бизиборд сейчас популярен, он помогает детям быстрее понять устройство окружающего мира. Это безопасный и очень увлекательный игровой продукт.
Еще для создания благоприятной адаптации используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет воспитателю расширить возможности подачи нового материала в интересной, яркой, игровой, музыкальной форме. Провести музыкальную утреннюю гимнастику, включить музыкальные композиции на утреннем приеме, что положительно сказывается на настроении детей.
В перспективе я рассматриваю игры в интерактивном формате, где интерактивная игра позволяет в легкой форме рассказать малышам про окружающий мир, познакомить с героями сказок и при этом помогает взаимодействовать друг с другом. Игры в интерактивном формате – это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем воспитателя и направлена на познание окружающего мира и решению поставленных задач. Это могут быть: песочная анимация, интерактивный комплекс «Маленький медик», сенсорный настенный игровой комплекс, интерактивный стол, интерактивный пол, интерактивные куклы. Игры в интерактивном формате могут помочь в реализации главной задачи в раннем возрасте - это успешная и легкая адаптация, эмоциональное благополучие и развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует эмоциональному комфорту и успешной стремительной адаптации детей к условиям детского сада.
Список литературы:
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М. : Просвещение,2007.-С. 176.
2. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. –М. : ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-С. 250.
3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель,2006.-С. 236.
4. Воспитание детей раннего возраста. / Под ред. Павловой Л. Н. -М. ,2006.-С. 210.
5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. -2006.-№1- С. 34-37.