Татьяна Майзель
Развивающая предметно-пространственная среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети, как известно разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в группе я создала условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом. Также каждому ребенку представлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в детском саду – правильная организация развивающей предметно- пространственной среды.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы» размещена в разделах
В группе были созданы «работающие стенды» и организованы центры активности – игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности; проводится работа по планомерному оснащению центров, чтобы соблюдались принципы соответствия среды :
- возрастным и индивидуальным возможностям детей;
- интересам и предпочтениям детей;
- теме, которую проходят дети группы в текущий период;
- возрастным и индивидуальным образовательным задачам детей группы.
Работающие стенды.
Чтобы научить дошкольников понимать своё эмоциональное состояние, свои эмоции и чувства и чувства других для создания эмоционально - комфортной обстановки, индивидуального подхода педагога к каждому ребенку, в группе был изготовлен стенд «Здравствуйте, я пришёл!».
Целью создания интерактивного меню на группе было : познакомить детей с блюдами, которые подаются на завтрак, обед, полдник и ужин. Рассказать какие продукты используются для приготовления этих блюд, какие витамины в них содержатся. Закрепить знания детей о днях недели и частях суток.
«Доска выбора» - один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью.
Центр звуковой культуры речи.
В центре звуковой культуры речи находятся игры на развитие фонематического слуха, дыхания, мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие выразительности речи (тембра, силы голоса) и материалы по развитию звукопроизношения. А также имеется звукобуквоград – для усвоения понятий «звук» и «буква», яркий поезд с вагончиками, обозначающий слоговую структуру слов, и сказочные гномики – для различения гласных и согласных звуков.
Центр экспериментирования и природы.
Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования. Исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений :
- наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.);
- ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как тает лед);
- сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет);
- классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов).
Центр изобразительной деятельности.
Этот центр выполняет разные функции, прежде всего, способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей. Направлен на:
- развитие навыков изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации;
- приобретение опыта координации руки и зрения;
- формирование представлений о свойствах и качествах различных изобразительных материалов.
- знакомство с линией, цветом, формой и текстурой;
- развитие восприятия произведений искусства, чувства гармонии и красоты, художественного вкуса.
Центр математики и конструирования.
В этом центре находятся: цифры от 1 до 10, магнитная доска с магнитами, предметные картинки, счетные палочки, формы, часы, геометрические фигуры и формы, картотека математических игр, игры на счет: на установление числа и количества предметов, игры на вычисления предметов, классификацию, измерение, сравнение. Имеются конструкторы: «Лего», конструктор «Механик», пластмассовый конструктор напольный крупный; мелкий, средний, фигурный, плоскостной, деревянный, схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.
Центр сюжетно-ролевых игр.
Дети приобретают социальные навыки, когда они играют со сверстником или с несколькими партнерами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел. Сюжетно-ролевые игры помогают детям воспитывать в себе ответственность, развивать новые интересы, впитывать новые знания. Создавая свой собственный мир, дети овладевают миром реальным, пытаются решать реальные жизненные проблемы, проигрывают и оживляют свои переживания.
Дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно они будут делать, и какие им для этого нужны материалы. Дети многому учатся друг от друга; игровые центры и работа в малых группах дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах по основным областям развития.