МААМ-картинки

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО: Сенсорная комната. Часть 1 (4 фото)

Педагог-психолог Антушева Светлана
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО: Сенсорная комната. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие «сенсорная комната»

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО: Сенсорная комната. Часть 1

в системе дошкольного образования постепенно приживается на протяжении уже почти 20 лет. Но на сегодняшний день в большинстве организаций данное понятие существует практически формально. В большинстве случаев это безликое пространство отведенного организацией помещения, наполненное оборудованием ровного бежевого цвета, приобретенным в известной производственной компании по производству оборудования для сенсорных комнат. Это оборудование в таких помещениях зачастую не имеет между собой никакого тематического единения, никакой логической последовательности, взаимосвязи. По виду все это напоминает физиотерапевтический кабинет в поликлинике. Дети приходят

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО: Сенсорная комната, Часть 1» размещена в разделах

Фото №1 Сенсорная комната

туда «подивиться» огоньками, свечением разнообразных светодиодных светильников, поваляться на матах и в сухом бассейне. Однако побывав в таких условиях, ребенок не приобретает для себя ничего кроме удивления: «Ну да, было необычно: светильники, огоньки… Да, посмотрел я на светильники один раз, другой. И что из этого? Что дальше-то?». Из этого пространства ребенок выносит для себя минимальный набор чувств и эмоций, спектр которых в следующее посещение не изменится. Раз от раза интерес ребенка к такому помещению все больше угасает. Ведь изведывать там станет больше нечего.

В силу возрастных особенностей своего психофизического развития, большую часть информации из окружающего мира, ребенок получает через рассматривание, ощупывание, слушание. Немалая часть информации воспринимается им через восприятие цвета. Восприятие цветовой гаммы из окружающего пространства зачастую определяет настроение ребенка и характер его поведения. И, наоборот: с помощью цвета ребенку сподручнее рассказать о своих внутренних мироощущениях, чувствах и эмоциях. Передать на словах то, что он чувствует пока еще сложно. Ведь развитие речевых навыков ребенка дошкольного возраста пока еще несовершенно. Ребенку трудно на словах понять эмоции, с которыми хочет познакомить его взрослый. Или когда, например, взрослому необходимо предложить ребенку способ перейти от состояния чрезмерной активности к состоянию эмоционально более уравновешенному. Одно лишь слово взрослого для ребенка пока еще мало значит для регуляции собственных поведенческих и эмоциональных состояний. Только на языке цвета ребенок и взрослый могут найти наибольшее взаимопонимание.

Поэтому цветовое наполнение пространства, где находится ребенок необходимо учитывать в первую очередь. Только через восприятие цвета ребенок сможет эмоционально отозваться на ту информацию, которую хочет до него донести взрослый.

В зависимости от задач развития ребенка очень важно учитывать сочетание гаммы цветов. Если это яркие, контрастные цвета, такие как красный, желтый, синий, зеленый, то речь для развития ребенка будет идти об активном сенсорном познании мира. Эти цвета – одна из составляющих основы познавательного развития ребенка дошкольного возраста. Если же взрослый предложит ребенку быть среди теплых оттенков зеленого и пастельных оттенков синего, а лучше небесно-голубого, то ребенок без всяких слов постепенно сможет перейти из состояния активного поведения к состоянию более эмоционально уравновешенному и спокойному.

Оборудование, предлагаемое популярной компанией-производителем, выполнено либо в активной цветовой гамме - полимерный материал четырех основных цветов, либо в совершенно нейтральной по цвету и холодной по тактильному восприятию на ощупь – полимерный материал бежевого цвета. Иными словами, если использовать такое оборудование, то взрослые будут предлагать ребенку либо быть активным, либо оставаться с теми чувствами, которые уже есть в ребенке, не создавая возможности испытать комфортного эмоционального состояния от восприятия цвета. Свечение же оборудования от производственной компании только завораживает и притягивает внимание ребенка, но не располагает его к эмоциональному расслаблению.

Статистические исследования психологов показывают, что человек наиболее комфортно себя ощущает и испытывает уравновешенно гармоничное эмоциональное состояние при восприятии сочетания травянисто-зеленого и небесно-голубого цветов. Это цвета природы. С ними ассоциируются растения, леса, поля, равнины с водоемами, на горизонте встречающиеся с небесным простором, воздушной легкостью. Именно к природе влечет человека, чтобы восстановить силы, восстановить душевную уравновешенность. Для детей дошкольного возраста наиболее предпочитаемым для уравновешенного и стабильного эмоционального состояния считается зеленый цвет, чуть реже - синий. Мир природы, цвета природы всегда были близки и понятны человеку и всегда оказывали благотворное воздействие на его внутренний мир.

Стремясь к созданию наиболее комфортных и понятных восприятию ребенка дошкольного возраста пространственных условий, в 2011 году мною была предпринята попытка модификации некоторых идей производственной компании. Основной задачей было не максимальное наполнение пространства комнаты оборудованием от производителя, а максимальная адаптация этого пространства к мироощущению и мировосприятию ребенка. Пространство сенсорной комнаты, наполненной светящимся объектами, было тематически обыграно и объединено идеей, сочетающей в себе темы неба, воздуха, водной среды, зеленой холмистой равнины. Основная направленность пространства сенсорной комнаты, как комнаты психологической разгрузки (релаксации) - помощь ребенку в условиях ДОО выработать у себя способность владеть собственным поведением, способность регулировать собственные эмоциональные состояния, т. е. развивать способность к саморегуляции эмоциональных и поведенческих состояний посредством пребывания в комфортном, мягком и уютном пространстве, а также посредством разнообразного восприятия объектов, его наполняющих.

Пространство комнаты создано из сочетаний оттенков зеленого и голубого. На ощупь она максимально мягка:

Фото №2 Уголки и центры сенсорного развития сенсорная комната

ковролин, поролон, велюр мебельной ткани и мягких набивных игрушек, прохладная шелковистость подушек разных форм и размеров. Мягкие модули могут трансформироваться то в мат, на котором можно покувыркаться, то в длинную скамейку, на которой можно посидеть с товарищами, то в комфортный диванчик. Только эти модули обтянуты холодящим полимерным материалом зеленого цвета. Но такой выбор материала преднамеренныйчтобы у ребенка работала контрастность тактильного восприятия и была альтернатива выбора тактильного ощущения поверхности пространства: бархатистый и теплый велюр или гладкая, холодящая, жестковатая, но в то же время, мягкая поверхность полимерного модуля-мата.

Фото №3 в системе дошкольного образования постепенно приживается на протяжении уже почти лет

Углы комнаты максимально сглажены. Жесткость стен задрапирована мягкими складками легкой и воздушной полупрозрачной ткани. У потолка комнаты такая ткань голубого и белого цвета имитирует облака. В вертикальном пространстве комнаты ткань пастельно-салатового цвета собрана в шатры на обручах.

Полупрозрачная ткань – особо важный аспект! Играя с занавесками из такого материала, ребенок фантазийно то прячется за искусственно созданной материализованной личностной границей, условно защищающей его от внешних раздражителей, в большом количестве присутствующих в условиях групповых помещений ДОО, то избавляется от нее, постепенно принимая новые условия существования. Наличие полупрозрачных занавесок-шатров имеет особую значимость для детей-новичков в ДОО, в период адаптации.

Продолжение следует.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте.

Предметно-пространственная развивающая средаПредметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Предметно пространственная развивающая среда Предметно-пространственная развивающая среда. Центр "занимательная математика". Задачи центра "Занимательная математика". Целенаправленное.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Презентация на тему: «Развивающая предметно- пространственная среда» В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом.

Развивающая предметно пространственная средаРазвивающая предметно пространственная среда Развивающая предметно – пространственная среда средней группы «Зайчата» Создавая развивающую предметно - пространственную среду для детей,.

Развивающая предметно-пространственная среда группы Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС В соответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО: Сенсорная комната. Часть 1
Опубликовано: 8 октября 2019 в 01:27
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО: Сенсорная комната. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Педагог-психолог Антушева Светлана (УИ 968768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД