Ирина Ткаченко
Развивающая предметно-пространственная среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда группы» размещена в разделах
Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.
Слайд 2 – 3 Центр игры «Игралочка» и театрализованный центр «Театр сказок» - В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, магнитный, фланелеграф. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Слайд 4 Центр природы «Мини-сад» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы.
В центре размещены растения, требующие разных способов ухода. Имеется необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном центре - детские поделки из природного материала, экспонаты природы.
Слайд 5 Неизменной популярностью у дошкольников пользуется познавательно-исследовательской центр «Почемучка», который совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка
В центре для детского исследования и экспериментирования находятся самые разнообразные природные и бросовые материалы: шишки, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, коллекции семян, камней, листьев, а также лабораторное оборудование.
Слайд 6 Творческий центр «Радуга красок» выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. В центре присутствуют альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на мольберте, к которому имеется свободный доступ.
Слайд 7 Центр конструирования «Юные строители» способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Слайд 8 В центрах математики «Умники и умницы» и «Речевичок» имеются различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами.
Слайд 9 Центр ПДД «Светофорчик» интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Слайд 10 Спортивный центр «Здоровячок» пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Слайд 11 Центр нравственно-патриотического воспитания, в котором содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой.
Слайд 12 В шумном пространстве игровой комнаты расположен островок тишины и спокойствия, как литературный центр «Книголюб» который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги и мягкие игрушки. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.