Наталья Тюрина
Конспект «Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений». Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы
5.1. Методические рекомендации.
Занятия по музыкально-ритмической деятельности имеют следующие задачи:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие двигательных качеств.
3. Развитие творческих способностей.
4. Развитие психических процессов.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Система работы состоит из четырёх разделов.
1. Ориентировка в пространстве.
2. Изобразительные движения и жесты основных и танцевальных движений.
Публикация «Конспект „Развивающая направленность, преемственность и креативность музыкально-ритмических движений“, Часть 3» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- Темочки
3. Основная часть музыкально-двигательный этюд или разучивание танца, игры.
4. Упражнение на чередование напряжения и расслабления мышц тела.
5. Занятия провожу по принципу, изучение закрепление, совершенствование. И обязательно ставлю перед собой цели:
а)С чем знакомится ребёнок?
б) Что развивается в нём?
в) Как вызвать у детей положительные эмоции?
Младший возраст.
Первый этап-изучение:
Упражнение «Рассыпались горошины» муз. Т. Ломовой.
Муз. руководитель: «Дети, вы все кушали горох? А знаете, где живут горошинки? (показывает картинку стручка). Когда стручок созревает он раскрывается, горох рассыпается. Посмотрите и представьте, что у меня в руке стручок, а горошиной будет Эльвира Владимировна (выполняем действие). Теперь послушайте музыку, под которую катятся горошины. Музыка быстрая, весёлая. Бежать надо на носочках, легко, в разные стороны. Музыка закончилась, горошинки остановились. Превращаемся в горошинки, собрались в стручок, он в руке у Эльвиры Владимировны (звучит музыка, дети выполняют упражнение)». Воспитатель следит, где остановились дети, не мешают ли друг другу при остановке, как выполняют движение. Делает словесные указания. Хвалит детей.
Успех начального этапа изучения зависит от своевременного исправления ошибок.
Второй этап-закрепление:
Муз. руководитель: «Дети, вспомните, как рассыпались горошинки из стручка? Покажет Алёна, Катя, Владик (звучит музыка). Вспомнили? (дети выполняют движение). Молодцы! Все вспомнили? Воспитатель: «Подбежали
Ко мне, (раскрывает пальцы) горошинки рассыпались, (дети выполняют
упражнение). Снова все собрались в стручок (пальцы закрывает).
Дети,надо бежать на носочках. Саша и Настя встали близко друг к другу, а Диана и Алёша продолжали бежать, а музыка уже не звучала. (Повторяют упражнение ещё раз). Хвалит детей.
Этап считается законченным, если движения соответствуют характерным особенностям, стилю исполнения, составляя как бы «школу движений.
Третий этап-совершенствование:
Муз. руководитель: «Дети, что рассыпается из стручка? А как катятся горошины? Какая музыка звучит при их движении? (дети поправляют тех, кто ответил не правильно). Выполняем упражнение».
Воспитатель: «Следите за моей рукой (дети следят за рукой, слушают музыку и выполняют упражнение)». Словесная подсказка выполняется для тех, кто из детей выполнит движение не правильно. Повторение упражнения. Хвалит детей.
Этап совершенствования можно считать завершённым, когда дети начнут двигаться свободно, с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Старший возраст.
Первый этап-изучение:
Танцевальное движение «Гармошка» русская народная мелодия
Музыкальный руководитель : «Ребята, сегодня мы познакомимся с новым танцевальным движением «Гармошка». (Звучит музыка.) Это русская народная мелодия. (Показ воспитателя или ребёнка.) Видите, какое необычное движение, как будто растягиваются меха у гармошки. А гармошка это что? (ответ детей). (Показать гармошку или иллюстрацию.) Посмотрите ещё раз как выполняется движение. Теперь попробуем выполнить без музыки (напеваю мелодию.) Сразу отметить неточность в выполнении. Дать ещё раз послушать музыку. Спросить детей какая звучала музыка? Веселая, задорная, но не быстрая. (Выполняют движение ещё раз под музыку). Музыка помогает вам двигаться?» Воспитатель в процессе выполнения движения наблюдает за детьми и затем даёт словесные указания по выполнению движения. Повторяют ещё раз движение и его название. Похвалить детей.
Успех начального изучения зависит от своевременного исправления ошибок.
Второй этап-закрепление:
Музыкальный руководитель : «Ребята, с каким танцевальным движением мы познакомились на прошлом занятии? Как оно называется? Теперь послушайте музыку к движению «Гармошка». Какая музыка? Давайте выполним движение. На что оно похоже? Торопиться при выполнении движения надо? Меха на гармошке раскрываются соответственно темпу музыки. Как? (Спокойно, неторопливо). Выполняем. Воспитатель наблюдает и отмечает выполнение детьми движения. Обращает внимание на детей выполняющих правильно. Предлагает им показать движения. Повторяют все ещё раз. Похвалить детей. Этап считается законченным если движения
отвечают характерным особенностям, стилю исполнения, составляя как бы «школу» движений.
Третий этап-совершенствование:
Звучит музыка. Муз. руководитель: «Дети, какое танцевальное движение мы выполняли под эту музыку? Правильно, «Гармошка». Выполняем. (Воспитатель наблюдает). К движению я придумала подговорку:
«Как гармошка наши ножки,
Пятки врозь и врозь носки.
Вправо, влево, всё сначала.
Нет не встретятся они».
Пою и выполняю движение. Затем пою, выполняет воспитатель и наоборот. Теперь попробуем выполнить все вместе, а петь будет Эльвира
Владимировна. Сейчас поют девочки, выполняют мальчики и наоборот. Затем выполняют движение под музыку, пропевая подговорку про себя.
Этап совершенствования считается завершённым, когда дети начнут двигаться свободно, с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
О подговорках хочется сказать отдельно. Развитие двигательных навыков,по моему убеждению, должно проходить одновременно с развитием речи (ведь давно доказана тесная связь координированности и активности движения ребёнка с развитием самых активных психических качеств личности. Эта связь и может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка. Становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности. В данном случае слово усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, позволяет более ярко, выразительно передавать в движении её эмоциональное состояние. Поэтому я специально для детей сочинила так называемые подговорки. Считаю необходимым подговорки произносить следующим образом, чтобы не сбивалось дыхание, одним детям проговаривать, а другим выполнять. Я избегаю одновременного исполнения и пропевания песни, тактично напоминаю, что при исполнении танца песня звучит на кассете или ее поют другие дети.
5.4. Практический материал.
5.4.1. Подговорки к танцевальным движениям.
1. Присядка. 2. Шаг с приставлением ноги в сторону.
Приседаем дружно, вместе Ножка, ножку догоняет.
Ногу ставим на каблук. Вправо я, а влево ты.
Спинка ровная, прямая. Возвращаемся друг к другу.
Веселей пляши мой друг. Вот и встретились они.
3. Шаг с притопом. 4. Шаг с приседанием.
Шаг, притопну, два, притопну, Вправо шаг, теперь присели.
Влево так же повторю. Влево шаг и снова сели.
Как мне весело, смотрите, Вместе, дружно повторяй,
Шаг с притопом я учу. Никого не обгоняй.
5. Припадание. 6. Гармошка.
Плавно, медленно, красиво Как гармошка наши ножки,
Для нас музыка звучит. Пятки врозь и врозь носки.
И спешить и торопиться Вправо, влево, всё сначала,
Музыка нам не велит. Нет, не встретятся они.
7. Хлопушка. 8. Переменный шаг.
По колену, по другому, С правой ножки, с левой ножки,
Пятка, пятка, отдохну. Очень плавно мы идём.
Начинаю всё с начала, И спокойно и красиво
От других не отстаю. В танце мы себя несём.
9. Ковырялочка. 10. Прямой галоп.
На носок, потом на пятку. В догонялки нашим ножкам
Топ-топ-топ остановлюсь. Очень весело играть.
Левой, так же по порядку Правая - вперёд, а левой
Танцевать я не ленюсь. Не догнать её никак.
11. Боковой галоп. 12. Подскок.
Боком рады поскакать. Оттолкнулись, вверх колено,
Ножке, ножку догонять. А носочек тянем вниз.
Будем мы дружить всегда, Раз подскок и повторили.
Правая и левая. Получилось, улыбнись.
13. Шаг польки. 14. Качели.
И пробежали, и левой так же. Вверх, вниз,
Снова, снова повторим. Вверх, вниз
Польку весело танцуем, С тобой вдвоём,
Всех вокруг мы удивим. Мы качаться не устаём.
5.4.2. Конспекты занятий.
Тематическое занятие по музыкально-ритмическим движениям для детей старшего возраста «Танцуем сказку в стране царя Холода».
Программные задачи.
Развивать у детей музыкальное восприятие и интерес к музыкальноритмической деятельности в сочинённой ими сказке, желание участвовать в танцевальных движениях, творческих этюдах, играх.
Продолжать развивать навыки совместного выполнения заданий, творческую инициативу, эмоциональный настрой. Продолжать обучение игре на музыкальных инструментах.
Предварительная работа.
Сочинение сказки, разыгрывание этюдов, выполнение образных движений.
Знакомство с танцем «Менуэт».
Изготовление воспитателями, родителями и детьми дидактических пособий, декораций.
Материал и оборудование.
Замок царя Холода, цветочная поляна, костюмы солнца, царя Холода.
Ледяные бусы, шарфики, крылья бабочек. Музыкальные инструменты-
металлофоны, ложки.