Ирина Гурова
Развивающая игра для детей с ОВЗ «Бабочки и цветы»
Предлагаю вашему вниманию игру, изготовленную мною для развития у детей с ОВЗ зрительного восприятия, внимания, обучения классификации предметов по одному и нескольким признакам. Игра также способствует развитию понимания и практического употребления прилагательных, обозначающих признаки предметов (величины, цвета, предлогов. Дети упражняются в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Публикация «Развивающая игра для детей с ОВЗ „Бабочки и цветы“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2022
Материал игры может быть использован в работе как с обычными детьми, так и с воспитанниками с ОВЗ разного возраста.
Для изготовления материала для игры (цветов и бабочек) понадобился набор двустороннего мелованного цветного картона. Одна сторона картона – однотонная, другая – с фоном из мелких белых цветочков. Также потребовалась белая и чёрная цветная бумага, клей и ножницы. При желании материал можно покрыть скотчем или заламинировать.
Материал для игры: 20 цветов из картона двух размеров (большие и маленькие, пяти цветов (розовый, оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый). При этом на 5 цветах каждого размера белая серединка, и на 5 – чёрная. Каждому цветку соответствует бабочка (по величине, цвету лепестков и серединки) – всего 20 бабочек с такими же признаками.
Таким образом, каждый цветок и каждая бабочка имеют 3 признака (размер, цвет фона и цвет узора, что напоминает немного блоки Дьенеша.
Особенностью и преимуществом игры является то, что она ДВУСТОРОННЯЯ. Можно применять разнообразные варианты игровых упражнений как с одной, так и с другой стороной материала, а также комбинировать, то есть, цветы взять однотонные, а бабочек с фоном и наоборот.
Задачи:
- Развивать восприятие цвета и величины предметов.
- Развивать мыслительные способности: формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать умение понимать и употреблять прилагательные, обозначающие признаки предметов.
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, в употреблении предлогов «на», «к» в составе предложения.
Варианты игр и игровых упражнений
Варианты игровых упражнений разнообразны в зависимости от возможностей детей и поставленных задач.
«Бабочки и цветы»
Прежде всего, взрослый ставит перед ребёнком игровую задачу – например, нужно помочь каждой бабочке найти свой цветок. Замечательно, если ребёнок сможет сразу найти цветок для каждой бабочки, ориентируясь на все три свойства (величину, цвет предметов и цвет узоров на них).
При этом взрослый активизирует речь ребёнка, побуждая к проговариванию слов или фраз. Для этого целесообразно задавать вопросы, соответствующие задачам, которые решаются в игре: «Какую бабочку ты выбрал? На какой цветок она полетит? или К какому цветку полетит эта бабочка? Почему?» Старшие дети при ответе на вопросы уже могут называть все признаки предметов: «Большая голубая бабочка с чёрными кружочками прилетела на большой голубой цветок с чёрной серединкой» и т. п.
Стоит отметить, что не все дети с ОВЗ сразу могут в полном объёмы выполнить подобные действия в игре, поэтому можно начать с более простых упражнений и материал данной игры позволяет это сделать. Так, например, можно предложить подобрать предметы только по одному признаку (желательно поупражняться с каждым признаком).
Классификация по цвету:
После этого ребёнок будет лучше ориентироваться в свойствах цветов и бабочек и сможет подобрать предметы уже сразу по двум признакам.
Классификация по цвету фона предметов и размеру:
А в игре с учётом сразу трёх признаков можно вначале использовать не весь материал, а только его часть:
«Самая непохожая бабочка», «Самый непохожий цветок» (на основе методики Л. А. Венгера «Самое непохожее»). Это задание рекомендуется детям с 5-летнего возраста.
Для игрового упражнения понадобится 8 предметов из набора (цветы или бабочки, отличающимися тремя признаками (размер, цвет фона и цвет узора).
Взрослый раскладывает на столе все предметы в любом порядке (в ряд или вперемешку). При необходимости следует обратить внимание ребёнка на то, что все предметы (цветы или бабочки) разные. Можно попросить ребёнка объяснить, чем же они отличаются друг от друга (есть большие и маленькие, розовые и синие, с чёрными кружками и с белыми).
Затем один из предметов (любой) педагог выбирает из группы и кладёт отдельно.
Задача ребёнка – подобрать к этому предмету самый непохожий на него среди всех остальных. Такой предмет в группе всего один! Выбранный предмет размещается рядом с исходным.
Ребёнок объясняет, почему он решил выбрать именно его. Упражнение повторяется несколько раз.