Лариса Бойчак
Развиваем простые математические понятия в игре с прищепками у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Развиваем простые математические понятия в игре с прищепками у детей дошкольного возраста
Обычные прищепки, которыми пользуется каждая хозяйка, являются при умелом творческом подходе отличной развивающей игрушкой для детей дошкольного возраста.
Во-первых, это не игрушка, а предмет, инструмент, которым часто пользуется мама (ребенок видел это не один раз, что (прищепки) настоящие, а не игрушечные! А значит, это невероятно интересно!
Публикация «Развиваем простые математические понятия в игре с прищепками у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Во-вторых, с помощью прищепок очень хорошо развивается мелкая моторика руки, а именно пальчиковый восторг, тренируются мышцы, которые необходимы для правильного держания ручки при письме.
В-третьих, это очень недорогая и экономичная игрушка, которая может занять ребенка на длительное время. Множество самых разнообразных игр с интересным сюжетом можно придумать для игры с прищепками! Одна из таких игр - прищепки в качестве недостающих деталей (ножек для жучка, игл для ежика, лепестков для цветочка и т. п.)
Яркие шаблоны для такой игры распечатайте и наклейте картинки на плотный картон. Замечательная развивающая игрушка готова! С помощью игр с прищепками можно не только развивать моторику, но и изучать цвета, счет, расширять свои знания об окружающем мире.
Учим простые математические понятия в игре
Много и мало, часть и целое, большой и маленький, математическими основами, простейшим счетом и геометрическими фигурами. Вроде бы простые понятия, а объяснить их малышу — целое искусство. Да еще так, чтобы получилась увлекательная игра, а не нудный урок математики! В игры с элементами математики можно начинать играть с годовалого возраста, малыш уже способен освоить понятия «много-мало» или понятия геометрической формы, а также многие другие. Рано научившийся математическим понятиям и навыкам ребенок включает это умение во все свои игры и занятия. Математика становится естественной и неотъемлемой частью его жизни. Это помогает ему легче и полнее познавать мир вокруг себя.
Много и мало
Понятие количества или понятие «много-мало» очень важно, освоив его, малыш может переходить к сравнению количества «больше-меньше», а затем и осваивать счет. Во-первых, обеспечьте малыша материалом для действия, дайте ему для спонтанной игры много небольших предметов (кубиков, вкладышей, игрушек) и емкостей для распределения этих предметов (старые сумки, кастрюли, шляпы, обувные коробки). Активно действуя с предметами, ребенок начнет на уровне интуиции понимать, что такое много, а что такое мало.
Во-вторых, общаясь с малышом в игре или в быту, старайтесь как можно чаще обозначать количество предметов. Например, накладывая кашу, говорите: «Вот как много каши у папы в тарелке, а у Саши мало каши» или «Здесь в коробке много игрушек! А в этой коробке мало!», или «Как много кубиков в коробке!». Затем начинается сравнение: здесь больше, а здесь меньше, а со временем ребенок обучается отсчитывать предметы, чтобы сравнить количество предметов: «Здесь три! А тут пять! Тут больше!». С таких немудреных игр и начинается обучение математике.
Числа и счет
Здесь важно, чтобы ребенок не просто перечислял вслух цифры (1, 2, 3, а действительно представлял себе каждое число. Для этого мы не просто называем числа малышу, но все время показываем их на самых разных предметах. Используйте для счета интересные, важные для малыша предметы: например, куклы, машины, кубики. Сделайте счет необходимым ребенку в его собственной игре и личной жизни. Можно, например, так вести разговор: «Сколько тебе игрушек дать? Две, держи две игрушки!» или «Дай мне две ягоды, пожалуйста! Положим их в варенье, вот какое вкусное варенье получилось!»
Счет предметов, таким образом, становится для малыша нужным и интересным, число оживает и делается понятным ребёнку.
Важно также, чтобы малыш понимал состав числа: к примеру, что 3 это 1+2, а 2 это 1+1, что 3 больше 2 на 1, а 2 больше 1 тоже на 1.
Чтобы ребенок мог уверенно прибавлять и отнимать числа, постоянно демонстрируйте ему вычитание и сложение на конкретных предмета: «У меня 3 яблока, одно я дам кукле. Осталось 2 яблока!»
Геометрические фигуры
Умение определять геометрическую форму предметов очень значимо для ребенка. Это нужно и для обучения геометрии, и для его повседневной деятельности. Даже просто рассматривая тот или иной предмет, мы сразу же определяем его геометрическую форму: «Круглое яблоко, прямоугольное окно». Научить ребенка видеть окружающий мир в геометрических формах можно как с помощью специальных игр, так и общаясь с ним, указывая на геометрические фигуры вокруг: «Смотри, круглый апельсин! Треугольная крыша у домика!». Но не стоит поступать обратным образом, например, показывать на круглый вкладыш в развивающей игре и говорить, что это солнышко. Малыш может подумать тогда, что все, что имеет круглое форму, и есть солнышко.
Большой и маленький
Умение сравнивать величины необходимо малышу как в его обыденной жизни, так и для последующего обучения в саду и школе. В раннем возрасте нужно обучить малыша определять величины визуально, на глазок. Общаясь с ребенком в игре или в быту, вы можете акцентировать его внимание на величине объектов, с которыми вы действуете: «Папе дадим самую большую тарелку, маме – поменьше, а Ванечке – самую маленькую!» При этом можно специально создавать такие ситуации, когда определение величин станет нужным малышу.
Постоянно фиксируйте признаки величины и длины на разных предметах, чтобы малыш не думал, что большими, поменьше и самыми маленькими бывают только тарелки и торты. Постепенно ребенок сможет строить возрастающий и убывающий ряд из величин: самая длинная палочка, чуть короче, еще короче и т. д.
На понимании же возрастающего и убывающего ряда строится представление о числовом ряде: 1 (самый маленький, 2 (чуть больше, 3 (еще больше) и так далее.
Часть и целое
Очень интересно показать ребенку понятие часть и целое. Когда целое делится на какие-то части, при этом не обязательно одинаковые. Например, яблоко можно поделить на две части, потом соединить. Это красное яблоко. Потом возьмем зеленое и сделаем так же. А потом поменяем половинки от красного к зеленому и тоже соединим. И все равно будет целое.
Можно часть и целое показать, разрезая пирог или хлеб. Поиграйте в такие игры. Ребенок увидит интересное явление, что целое всегда равно количеству его частей. И даже, если части разные. А дальше ребенок может видеть состав числа в виде дробей.
Например, если разрезать пополам, то эта и эта. Понятие дробей используется на равных частях. Так, играя с простыми предметами, можем проходить даже дроби.
Простые математические игры также помогут малышу разобраться с понятиями парности, симметрии, измерения расстояния, времени и другими. Как видите, математические понятия пронизывают всю нашу жизнь. Играющий ребенок может освоить их легко и радостно.
Дидактическая игра «Составь букет»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на решение разнообразных задач по формированию элементарных математических представлений :
1. Закреплять понимание количественных отношений между числами, упражнять в счете в пределах первого десятка.
2. Развивать умение составлять число из двух меньших чисел.
3. Закреплять знание геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, круг, овал, четырехугольник).
4. Развивать умение классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.
5. Развивать способность сравнивать группы предметов по количеству.
6. Формировать и развивать познавательную активность и самостоятельность в использовании ранее освоенных способов познания (сравнения, счета, упорядочивания).
7. Закрепить умение детей придумывать простейшие задачи.
8. Развивать сообразительность, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
Для изготовления игры понадобится:
картон, разноцветная самоклеющаяся пленка, скотч, напечатанные цифры.
•Из картона вырезать 123 круга диаметром 8 см. Круги склеить между собой попарно так, чтобы внизу осталось отверстие для присоединения стебля (получилось 63 круга).
На каждый из них с лицевой стороны наклеить разнообразные
геометрические фигуры, вырезанные из цветной пленки (лепестки цветов).
На серединку цветков наклеить цифры от 1 до 9.
Так, чтобы с цифрой «1» получилось 16 цветков, с цифрой «2» - 13 цветков, и т. д. У каждой цифры лепестки будут особой формы и цвета (напр. : цифра «1»- цветок с треугольными лепестками оранжевого цвета, а «2»- с круглыми лепестками красного цвета).
• Из картона вырезать 10 силуэтов ваз, каждую обклеить цветной пленкой.
На середину ваз приклеить цифры от 1 до 10. С обратной стороны сделать держатель для цветов.
• 63 цветочных стебля с парой листьев также вырезаются из картона и обклеиваются зеленым цветом. На листья наклеиваются полоски с различным количеством точек. Сумма точек на правом и на левом листьях одного стебля должна равняться какой–либо цифре на цветках (от 1 до 9). Так можно определить, какому цветку принадлежит стебель, и соединить их вместе. Одно и то же число на цветке представлено несколькими вариантами составления его из двух меньших чисел (разные комбинации точек).
Вырезать дополнительно пять кругов, и наклеить на них геометрические фигуры в виде крыльев бабочек (использовать те же фигуры, что и на цветках, по две разные – у одной бабочки).
Например: два первых крыла оранжевые треугольники, а два вторых – синие овалы.
Так получится пять изображений разных бабочек.
Сочетание фигур разнообразное, комбинации не повторяются.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ.
Играть могут от 1 до 5 человек. Играющим раздаются круглые эмблемы с изображением бабочек (у каждого по одной)
Игровое задание «Соедини части цветка.»
Игровая мотивация: этим насекомым необходимо собрать нектар с цветов, но цветки сломаны, а их части перепутались. Нужно найти две подходящие части цветка и соединить их. Для этого необходимо сосчитать все точки на листьях одного стебля и найти подходящую цифру на середине другой части цветка.
Стебельки делятся на равное количество между играющими.
Дети самостоятельно пересчитывают символы (точки) на левом и правом листиках каждого стебля, озвучивают полученное число и ищут цветок с соответствующей цифрой в центре. Найдя подходящую пару, цветок из двух частей соединяется в единую конструкцию. Кто выполнит задание – кладет свою эмблему-бабочку на коробку от игры. Затем дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Выбирают победителя.
Игровое задание «Найди нужные цветы.»
Дети снова берут по одной разной бабочке.
Игровая мотивация: каждая из бабочек собирает нектар только с определенных цветов. Для того чтобы узнать, какие цветы по вкусу вашей бабочке, нужно рассмотреть ее крылышки, чем они отличаются?
Дети рассматривают крылышки, называют геометрические фигуры, из которых они состоят, цвет фигур. Догадайтесь, какие цветки должен искать каждый игрок? (нужно выбрать только те цветки, у которых лепестки точно такой же формы и цвета, как и крылышки бабочки). Дети выкладывает цветки перед собой в ряд, и еще раз называют геометрические фигуры, на которые они ориентировались при выборе.
Воспитатель просит детей подумать, какая из бабочек соберет больше нектара? Как это узнать? (нужно сосчитать, сколько цветков получилось у каждого, сравнить их по количеству.) Игроки считают, называют свое число, определяют бабочку, у которой больше нектара.
Игровое задание «Составь букет.»
Играющим предлагается поместить цветы в вазы. Дети берут по одной, две или три вазы в зависимости от общего количества играющих. У каждой вазы - своя цифра. Нужно подобрать цветы так, чтобы их числа в сумме равнялись числу, которое обозначает цифра на вазе (составить число из двух меньших, разными способами). В конце игры нужно спросить у детей, какими разными способами сложения можно получить число (напр. «5»- 1 и 4, 2 и 3, «7»- 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4). Победитель тот, кто правильно и быстро выполнит задание.
Кроме этих вариантов, игру можно использовать для совершенствования навыков прямого и обратного счета,
порядкового счета в пределах первого десятка.
Рассматривая геометрические фигуры, можно попросить детей назвать все четырёхугольники, которые здесь встречаются, а так-же закрепить другие названия геометрических фигур: ромб, трапеция, овал, круг, прямоугольник, треугольник.
Можно предложить детям придумать простые задачи на сюжет игры, и закрепить умение правильно задавать вопросы к ним.