Светлана Шулбакова
Развиваем пальцы — развиваем речь
▼ Скачать
РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЦЫ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ.
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори - детский психолог заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Монтессори создала школу для детей, филиалы которой существуют по всему миру. Она разработала программу развития мелкой моторики рук. Так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами.
Публикация «Развиваем пальцы — развиваем речь» размещена в разделах
Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. В настоящее время развитию мелкой моторики уделяют должное внимание педагоги, психологи, и воспитатели, и производители детских игрушек. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику?
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук
Массаж пальцев рук (катание шариков, бигудей - действия сопровождаются небольшими четверостишьями).
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).
Пальчиковая гимнастика
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Маленькие руки не знают скуки
Наряду с массажем пальцев развитию мелкой моторики способствуют поделки из природного материала. Во-первых, разнообразная фактура обогащает тактильный опыт ребенка, стимулирует нервные окончания на подушечках пальцев. Во-вторых, манипуляция всевозможными шишками, орешками, камешками, ракушками, сушеными ягодами и так далее укрепляет мышцы кистей рук. А в-третьих, такой творческий процесс развивает воображение и усидчивость, воспитывает в ребенке стремление доводить начатое до конца. Поэтому не стоит упрекать малыша в том, что он тащит в дом очередной камень или палку, лучше подумайте, как из них сделать подарок родным и близким.
Волшебный листок (поделки из бумаги «оригами»)
Игры - шнуровки Марии Монтессори
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
• Предлагаем детям нарисовать всевозможные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти («Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет»).
• Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори». Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от еле заметного, до яркого, темного. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание «Собери бусы». Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
• Аппликации
1. «Коврик» - плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
2. Из салфеток поделки «Одуванчик»,
3. Бумага пластика – «Солнце и тучки».
• Фасолевые ванны - ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (различные крупы) дети перемешивают содержимое, находят предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой и называют их.
• Лепка из пластилина - «Накорми петушка» горохом, а собачку – вермишелью.
Итак, что помогает развивать руку детей?
1. Массаж
2. Фасолевые ванны
3. Лепка из разных материалов
4. Игры с крупами:
5. Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
6. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
7. Шнуровки
8. Игры с пуговицами и бусинами
9. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Все эти упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится сторицей. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.