Кристина Петрова
Программа по развитию одаренных детей «Маленький талант»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №7, г. Вязьма Смоленской области
Программа «Маленький талант»
2015-2019
I.Пояснительная записка.
Актуальность темы. Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
Темочки:
Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно - в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Роль педагогов в этом процессе является одной из решающих.
Вопрос об общей и специальной одаренности в педагогическом плане имеет важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.
Реальная одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала.
Необходимо способствовать развитию каждой личности; довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Чтобы ребенок в дальнейшем смог стать высоким профессионалом, то стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.
Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
В связи с этим в нашем ДОУ разработана программа «Маленький талант» на основе муниципального проекта «Успешность каждого ребенка», целью которого является создание и реализация модели выявления и развития задатков и способностей успешности каждого ребёнка в образовательном процессе, организуемом в дошкольных учреждениях, как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.
.
Программа «Маленький талант» нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей со среднего дошкольного возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом специфики интеллектуально-творческой одаренности ребенка.
Программа направлена на развитие :
• познавательных способностей дошкольников
• творческих способностей
• спортивных способностей детей.
II.Нормативно-правовая база программы :
• Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ;
• Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ;
• Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
• Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. ;
• Федеральная целевая программа “ Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г. ;
III. Цель программы : Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих и познавательных способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Провести диагностику детей с целью выявления предпосылок одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей;
2. Организовать деятельность педагогов по реализации инварианта образовательной программы дошкольного образования по «карте развития» и вариативной части в соответствии с интересами ребёнка.
3. Развивать способности и творческий потенциал детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
4. Повысить качество подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
5. Использовать условия социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования и родителей при введении системы работы с одарёнными детьми.
IV Ожидаемые результаты:
1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми
2. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;
3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
4. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
5. Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;
6. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;
7. Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе.
V. Условия реализация программы.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.
Такими условиями являются:
• наличие подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
• работа кружков, студии и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
• участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах, выставках детского творчества
• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
5.1. Предметно-развивающая среда.
На сегодняшний день в дошкольном учреждении создана предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС, включающая в себя: содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая развитию различных задатков и способностей дошкольников.
При создании предметно- пространственной среды педагоги руководствуются современными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, индивидуально-ориентированном подходе, информативности, обогащенности, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его различных задатков и способностей.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащается средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов способствует:
• возможности разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличию в учреждении и группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды способствует:
- наличию в учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды способствует:
- доступности для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды даёт возможность соответствовать всем ее элементам требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
5.2. Организация воспитательно-образовательного процесса
МКДОУ Мальцевский детский сад реализует образовательную программу, основанную на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми с целью выявления и развития предпосылок одаренности предполагается проводить по следующим направлениям:
• изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);
• отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;
• изменение формы и содержания обучающих занятий, (сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);
• насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;
• изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.
Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.
Реализация развивающих задач в процессе повседневного свободного общения ребенка с воспитателем должна сочетаться со специальными занятиями. Причем число их целесообразно сократить, а форму организации разнообразить. Проведение занятий с небольшими подгруппами детей обеспечит наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, поможет установить обратную связь и учесть продвижение детей.
Запросы родителей возрастают: при сохранении интереса в подготовке ребенка к обучению в школе повышаются требования к развитию у него интеллектуальных, лингвистических, художественных и иных способностей. Поэтому педагоги детского сада способствуют включению родителей в активное обсуждение детских проблем, привлечению их к творческой работе с детьми (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, праздниках и фестивалях, в проведении «Дней здоровья», эколого-оздоровительные недели.)
В нашем дошкольном учреждении предоставлены дополнительные образовательные услуги в виде кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности.
Показателем эффективности деятельности дошкольного учреждения в направлении развития задатков и способностей детей будет являться так же участие воспитанников и выпускников в муниципальных и региональных мероприятиях : участие и победы в конкурсах, викторинах, олимпиадах проводимых для дошколят и совместных с их родителями.
5.3. Психолого-педагогический мониторинг
Цель: получение информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей и динамики их развития.
Направления работы:
1. Работа с педагогами (беседы, анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга и индивидуальных карт развития).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей :
1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
2. Игровой характер тестовых методик;
3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Диагностический инструментарий. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Предварительное индивидуальное тестирование проводится педагогом группы с помощью методов наблюдения, беседы, результаты заносятся в карты развития. Углубленную диагностику проводит педагог-психолог по авторским методикам. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Нужно иметь в виду, что способности ребенка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Поэтому предлагаемый комплект методик разделен на отдельные возрастные группы. По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию предпосылок одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т. ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями. Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по методикам (входная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы). Для родителей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп. (см. Приложение 12.)
6. Этапы и сроки реализации программы «Маленький талант» 2015-2017 гг
I. Организационный этап: январь 2015г – август 2015 г. –создание методической базы.
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения:
• Отбор диагностических методик по выявлению детей с предпосылками одаренности.
• Разработка системы мониторинга по выявлению склонностей, задатков и способностей ребёнка педагогами.
• Создание организационных, методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.
II Практический этап: сентябрь 2015 года – май 2016 года - запуск программы «Маленький талант», стартовая диагностика.
Этап включает в себя следующие направления деятельности:
• Внедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.
• Интеграция основного и дополнительного образования детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.
• Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста
III Коррекционный этап:
1. Июнь 2016 года – август 2016 года- корректировка программ, карт индивидуального развития для работы в следующем учебном году.
2. Сентябрь 2016 года – май 2017 года - работа по корректированным программам.
IV. Аналитический этап: сентябрь 2018 года – май 2019 года - анализ и оценка результативности реализации программы.
Этап включает в себя следующие направления деятельности:
• Оценка эффективности реализации программы.
• Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.
• Выработка стратегии дальнейшей реализации программы «Маленький талант»
7. Заключение
Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним.
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.
Доктор психологических наук В. А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:
Доминирование интересов и мотивов.
Эмоциональная погруженность в деятельность.
Воля к решению, успеху.
Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности.
Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.
Бессознательное, интуитивное решение проблемы.
Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты).
Многовариантность решений, прогнозов.
Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
План работы с одаренными детьми
Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения д/с №7 г. Вязьмы Смоленской области.
Цель: уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке
одарённых (высокомотивированных детей, ранней диагностики одарённости
детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.
Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых и
высокомотивированных детей; помочь одарённым детям в самораскрытии.
Сроки
Содержание деятельности
сентябрь Создание плана работы с одаренными
детьми на учебный год.
Составление базы одаренных детей
(наблюдения, анкетирование
родителей, беседы, изучение интересов
детей)
октябрь Работа с одарёнными детьми
(выявление умственного потенциала,
стимулирование творческой активности
и т. д.)
Организация работы с детьми по
интересам
ноябрь - Создание портфолио одаренных детей
- Создание предметно-развивающей
среды для проявления одаренности
детей.
- Выставка детского творчества
«Чудеса с обычной грядки»
декабрь Заседание творческой группы:
использование новых форм работы с
одаренными и высокомотивированными детьми.
- Творческий проект: «Новогодняя
открытка»
январь
«Нарисуй, что хочешь». Работа со знакомыми техниками рисования.
февраль Викторина для умных и находчивых:
«Здоровым быть»
март
- Выставка детских рисунков: «Мама –
солнышко моё»
апрель - Методическая гостиная: «Спортивные
игры – как форма повышения
двигательной активности и открытия
новых спортивных талантов»
- Выставка детского творчества:
«Дорога в космос»
май - Подведение итогов работы ДОУ с
одаренными детьми
- конкурс инсценировок и выставка детских работ ко дню Победы
8. Список литературы
1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г. ,. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” –М., 2005.
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.
4. Клименко В. В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. - М., 2000.
7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
9. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1997.
10. Н. А. Рыжова. «Развивающая среда дошкольных учреждений». -М:ТЦ Сфера, 2003.