Марина Скородумова
Консультация «Развиваем музыкальность»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы родителям
Развиваем музыкальность
Почему ребёнок мгновенно запоминает примитивные рекламные песенки, а от классической музыки – отобранного веками золотого фонда человеческой культуры – отворачивается?
Как слушать музыку с ребёнком?
Публикация «Консультация „Развиваем музыкальность“» размещена в разделах
Реклама для этого и работает, чтобы привлекать внимание и удерживать его. Музыка в рекламе очень простая, но броская, навязчивая, - нужно отдельное усилие, чтобы не «запасть» на неё. Классическая и любая серьёзная музыка требует от слушателя сосредоточенности, она именно прочитывается, осознаётся. Как же мы можем научить ребёнка отличать подлинное от подделки, от китча?
Ребёнок слышит музыку, которую любят его родители, и перенимает их вкусы. Поэтому для начала обратите внимание, какая музыка чаще звучит у вас дома, и подумайте, хотите ли вы, чтобы представления ребёнка о музыке начинались с этих мелодий? Если всё в порядке – половина дела позади.
Что слушать?
Возьмём для примера «Детский альбом» Чайковского. Чтобы привлечь внимание ребёнка, расскажите короткую, но эмоционально насыщенную историю. Например, так: «Закрой глаза и представь яркий солнечный день, площадь, украшенную цветами, много людей. Вдруг на площадь вылетает трубач на белом коне и трубит сбор. А следом за ним солдаты выходят на парад. Как они шагают? Послушай музыку. Это марш!» Или: «Представь себе нарядный бальный зал. Дамы в лучших платьях съехались сюда – в пышных юбках, с веерами, сверкая бриллиантовыми украшениями. В старинном зале горят тысячи свечей, а по лестнице робко поднимается Золушка. Вот к ней подходит принц и приглашает на вальс. Это такой танец, где танцоры всё время кружатся. А музыка помогает кружиться». Если ребёнок сам начнёт маршировать или вальсировать под музыку – очень хорошо, не нужно ему мешать. Ребёнку будет легко понять, о чём идёт речь в пьесах «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба-яга», «Сладкая грёза», «Камаринская»… Спросите, какие картинки ему видятся. Расскажите об «Итальянском», «Немецком» И «Неаполитанском» танце. Покажите эти страны на карте, красивые пейзажи, людей в национальных костюмах. Сложнее понять, что происходит в «Старинной французской песенке» : автор в названии не задал нам сюжета, только настроение светлой грусти. Зато ребёнок сам может придумать, кто грустит и почему.
Детям нравятся аудиозаписи из серии «Барон Мюнхгаузен представляет», на которых ярко и интересно рассказано о шедеврах классической музыки – органных и клавирных пьесах Баха, концертах Вивальди, симфониях Моцарта. Есть прекрасные мультфильмы, созданные по произведениям классической музыки, они помогут ребёнку не только услышать, но и «увидеть» её. Это «Детский альбом», «Золушка», «Снегурочка», «Щелкунчик», «Картинки с выставки», «В пещере горного короля».
Детям, скорее всего, понравится музыка Чайковского из «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Обратите внимание на «Картинки с выставки» Мусоргского, «Юношеский альбом» и «Детские сцены» Шуберта, «Детский альбом» Дебюсси, «Детскую музыку» Прокофьева и «Детский альбом» Гречанинова, «Карнавал животных» Сен-Санса, песни из «Прекрасной мельничихи» Шуберта, вальсы Штрауса, «Волынку» и другие несложные пьесы из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах», сюиту «Маски» Куперена, «Времена года» Вивальди. И очень важно, чтобы на выбранных записях звучала настоящая инструментальная музыка, а не синтезатор.
Пора в театр
Музыкальные театральные представления, будь то опера или балет, производят на детей яркое впечатление. Сама атмосфера театра кажется волшебной. Однако большинству детей трудно досидеть до конца.
Не забывайте о спектаклях в записях. Конечно, это не так эффектно, как живое исполнение, но даёт ребёнку больше свободы.
Дождитесь возраста, когда ребёнок научится концентрировать внимание на длинных историях и не будет пугаться театральных эффектов. Выберите спектакль, предназначенный для возраста вашего ребёнка. Будьте готовы без сожаления уйти, если ребёнок устанет или заскучает (лучше получить короткое, но яркое впечатление).