Инна Бедина
Развиваем мелкую моторику у детей 2–3-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
За последние 5-10 лет, согласно наблюдениям, уровень речевого развития у детей заметно снизился. Почему? Из-за большой занятости на работе, родители меньше говорят с ними. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания и т. д.).
Публикация «Развиваем мелкую моторику у детей 2–3-х лет» размещена в разделах
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площадки двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кистей руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на формирования и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движение пальцев рук или мелкую моторику.
Что такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связанны между собой. Дело в том, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.
Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое виляние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и, благодаря этому, он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи.
Развитие тонкой моторики – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук необходимо для овладения письмом.
Руки – инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.