Наталья Максименко
Развитие креативности в работе с природным материалом (для детей старшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Технология творческих способностей детей дошкольного возраста
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в работе с природным материалом
Подготовила Старший воспитатель, первой квалификационной категории Максименко Н. В.
Цель: сформировать предпосылки для развития креативности у детей дошкольного возраста
Публикация «Развитие креативности в работе с природным материалом (для детей старшей группы)» размещена в разделах
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
На реализацию технологии отводится 2 года. Мною был составлен перспективный план занятий по конструированию из природного материала, целиком основанный на методических разработках Л. А. Парамоновой, реализация которого как мне кажется наиболее эффективно реализовать возможность креативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Работа была построена поэтапно.
1. Работа по развитию творческого воображения детей в работе с бросовым материалом
2. Анализ материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания»; овладение такими приемами, как изменение пространственного положения материала, дополнение его и убирание лишнего.
3. Предъявление детям проблемных задач на построение образов двумя способами – «опредмечивание» (дополнение основы некоторыми деталями или убирание некоторых из них) и «включение» (использование одного и того же материала как детали образа и основы; многофункциональное использование одного и того же материала как основы, части и детали).
4. Сюжетное конструирование, неоднократное усовершенствование поделок в соответствии с общим сюжетом.
Задачи, которые решались нами на протяжении этой работы :
1. Развить креативность детей старшего дошкольного возраста
2. Развить мышление : овладевать обобщенными способами конструирования (комбинаторика, «опредмечивание», убирание лишнего и др.) и самостоятельное их использование.
3. Развивать поисковую деятельность (поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений и т. п., творчества, интеллектуальной инициативы.
4. Формировать умение конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.
5. Приобщать к созданию простых подвижных конструкций (качели, рычаг, тележка).
6. Формировать способность к построению собственных замыслов.
7. Развивать описательную, инициативную, образную, эмоциональную речь детей.
8. Развивать художественный вкус : подбор материалов по цвету, фактуре, форме, создание оригинальных, выразительных конструкций.
Первый этап: основные его задачи:
1. Формирование умения анализировать природный материал, как основу будущей поделки
2. Формирование трех основных приемов построения образов способом опредмечивания:
А) Достраивание
Б) Убирание лишнего
В) Изменение пространственного положения
Перспективное планирование педагогического процесса по конструированию из природного материала
№п\п Задачи Тема Связь с другими видами деятельности, предварительная работа
1 Учить использовать прием изменения пространственного положения. Рассмотреть природный материал и на основе выделения его конфигурации попытаться увидеть в нем всевозможные образы. (Воспитателем готовится заранее материал похожий, на что-то конкретное.) Работа с веточками Экскурсия в парковую зону
Во время экскурсий воспитатель поддерживает интерес к сбору материала с помощью игровых приемов. Прежде чем положить материал в корзину дети должны ответить на вопрос на что это похоже и немного рассказать о находке. собранный на экскурсиях материал дети вместе с детьми готовят к дальнейшей работе. С ним они будут работать индивидуально на третьем занятии, решая проблемные задачи по обработке основы.
2 Развивать умение использовать прием изменения пространственного положения.
Учить приему достраивания Работа с шишками Создание мини музея в группе «Вдохновение природы»
3 практическая доводка образов сводится к укреплению своих фигурок на подставке и определению их пространственных расположений.
Учить создавать поделку с опорой на заданную основу. Учить приему убирания лишнего. Работа с корой деревьев Экскурсия в парковую зону
Во время экскурсий воспитатель создает ситуации позволяющие рассказать сверстникам рассказать о своих находках, учит анализировать природный материал как основу для получения образов способом опредмечивания.
4 Продолжать учить создавать поделку с опорой на заданную основу. Учить приему убирания лишнего, составлять простые композиции. Работа с древесными грибами (трутовики, чага) придумывание коротких рассказов про поделку. ( Примечание: отбор поделок и создание композиции- это два взаимно связанных момента, при анализе материала преобладающим фактором является его конфигурация и размер.)
5 Учить использовать в самостоятельной работе крупный мелкий строительный материал. Продолжать осваивать приемы конструирования: изменение пространственного положения, достраивание и убирание лишнего. По замыслу Создание игровых ситуаций с использованием поделок
6 Закреплять умение анализировать материал, стимулировать желание обсудить оригинальные решения со всеми детьми. По замыслу Использование поделок в качестве сувениров, подарков
Второй и третий этапы проводятся с детьми 6-7 лет
Второй этап
На втором этапе обучения ставится основная задача: формировать умение строить образ способом включения. Для этого детей учат видеть материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь значимую для построения целого образа путем ее включения в эту целостность. Овладение таким способом значительно расширяет функциональности природного материала.
Основная задача: формировать умение строить образ способам включения.
Перспективное планирование занятий по конструированию из природного материала на втором этапе обучения
№п\п Задачи Тема Связь с другими видами деятельности \ предшествующая работа
1 Учить видеть материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь значимую для построения целого образа путем ее включения в эту целостность. Учить планировать тематику своей работы, отражать детали, подчеркивающие характерные особенности образа. По замыслу Экскурсия в парк или лес за сбором материала. Дети самостоятельно опредмечивают найденный материал, отвечая, на что это похоже.
Свободные игры с природным материалом
Создание театра природной игрушки : рассматривают все поделки, разыгрывают с ними разные сцены.
2 Учить способу «включения». Учить работать по условиям, использовать природный материал в качестве основы или элемента будущей поделки, ориентироваться не только на цвет, но и на фактуру материала. Работа с морскими раковинами, еловыми шишками Составление описательных рассказов о поделке, экскурсия в лес, рисование поделок, создание мини книг: «Мои поделки»
3 Учить достраивать фигуры, используя приемы: опредмечивания и включения, и достраивания. Крестообразные фигурки (две палочки скрепленные между собой крестообразно) Составление описательного рассказа в ходе творческой деятельности с поделкой.
Описательные рассказы, составляемые детьми, вызывают у детей желание изменить свою фигурку дополнить ее новыми элементами. И эту возможность необходимо предоставлять.
4 Учить создавать поделку по условию природного материала, развивать умение использовать приемы опредмечивания. Развивать умение работать в мини группах. Соединенный природный материал (кора с веточкой, шишка с веточкой) Придумывание историй, пополнение мини книжек.
На третий этап обучения ставятся основные задачи:
1. Расширение возможности использования основных способов и приемов построения образа
2. Формирование умения строить замыслы с учетом двух моментов:
• общего сюжета обогащающего и детализирующего образ
• Специфики природного материала
• Учить работать в команде.
Перспективное планирование занятий на третьем этапе обучения работе с природным материалом.
№ п\п Задачи Тема Связь с другими видами деятельности
1 Учить создавать сюжет сказки для своей будущей поделки. Учить строить поделку с опорой не только на материал, но и на словесные характеристики персонажей. Закреплять все способы работы с природным материалом. По сюжету сказки
«Хитрый мельник» Сочинение сказок, импровизированные драматизации, подготовка декораций.
Оформление подарков к праздникам мелким природным материалом.
2 Учить использовать мелкий материал для придания большей выразительности поделке (как дополнение и как оформление)
По сюжету «День рождения ежика» Экскурсия в парк. Сочинение сказок, импровизированные драматизации, подготовка декораций.
3 Закреплять умение использовать все известные детям приемы конструирования из природного материала По сюжету «Однажды в еловом лесу» Сочинение сказок, импровизированные драматизации, подготовка декораций. Создание выставки поделок.
Необходимо отметить, что технические навыки отрабатываются в непосредственной работе с материалом. Дети выполняют несложные операции (стягивание, приклеивание, а работу с шилом, ножом ведет сам воспитатель и его помощник.
Вывод
Проведение таких занятий оказало существенное влияние на развитие связной стороны речи, так как стимулировалось желание подробнее описать своего героя, поделку. Рассказы были насыщены образными существительными, сравнениями, прилагательными превосходных степеней. Деятельность детей часто сопровождалась яркими высказываниями и комментариями. Созданные детьми образы побуждали их к самостоятельной драматизации. Так был создан театр природной игрушки. К концу эксперимента мини музей состоял из 30 экспонатов, что вызвало желание показывать его детям других групп.
В результате практической деятельности дети в основном создавали разные образы, подсказанные им, прежде всего конфигурацией материала. И если даже встречались фигурки одинаковой тематики, то они получались разными по структуре и выразительности. Этому способствовал, прежде всего, материал.
Широко применяемое конструирование по сюжету, вынуждало детей строить образ с опорой не только на наглядность (материал, но и на вербальность (словесные характеристики). Возвращение к своим поделкам и их преобразование, связанное с включением их в сюжет сделали образы более подвижными и живыми. На первый план выступало отношение к ним.
Конструируя, дети широко использовали прием опредмечивания, включения, применяя при этом приемы достраивания, изменения пространственного положения и убирания лишнего.