Романова Елена
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема эмоционального развития ребенка относится к категории междисциплинарных проблем, находящейся на стыке психологии и педагогики. Эмоциональное развитие ребенка выступает стержневой составляющей его общего развития, поскольку эмоциональность обусловливает успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми, определяет адекватность реакций на жизненные события, влияет на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности. За кажущейся простотой детской эмоциональности кроется довольно сложный и многоаспектный процесс понимания и выражения эмоций, требующий от детей определенного уровня развития и знаний об эмоциях и их проявлениях. Умение понимать другого чрезвычайно важно для эффективного взаимодействия людей в процессе игры, общения, учения, труда.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольный возраст рассматривается сенситивным периодом в эмоциональном развитии детей.
Именно в дошкольном возрасте дети приобретают опыт понимания и восприятия эмоций, осваивают словесное обозначение эмоций, адекватность ориентировки в воспринимаемой ситуации, ее эмоциональном смысле, средствах и способах выражения эмоций. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека развивается в раннем и дошкольном возрасте во взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. Умение ребенка распознавать эмоциональное состояние партнера важно для общения.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста необходимо рассматривать как целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Выделяют две ключевые линии эмоционального развития детей дошкольного возраста. Первую связывают с закономерными изменениями, происходящими в восприятии, распознании, определении детьми эмоции по экспрессии. Вторая линия определяет изменения, происходящие в воспроизведении детьми различных эмоциональных состояний
Закономерностями эмоционального развития в период дошкольного возраста являются три взаимосвязанных направления: эмоционально-экспрессивное развитие; становление эмоционального регулирования поведения и общения; развитие социальных эмоций, которые в свою очередь обуславливают ряд эмоциональных новообразований :
1) способность дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать их значения в контексте определенных эмоциональных состояний; 2) развитие эмпатии как способности сопереживать, сочувствовать, содействовать чувству другого человека; 3) способность к эмоциональному предвосхищению.
В период с 4 до 8 лет происходит качественное развитие когнитивных схем эмоций : усложняются антецеденты – появляются представления о том, что эмоция вызывается взаимодействием ситуации с внутренним состоянием индивида; усложняются следствия эмоций – при идентификации эмоций, окружающих дети начинают учитывать мимические, вокальные, поведенческие и другие изменения (физиологические, психические); возникают медиаторы – при идентификации эмоций дети начинают учитывать промежуточные переменные, опосредствующие порождение и проявление эмоций (индивидуальные особенности окружающих, актуальное физическое и психическое состояние человека, культурные особенности.
Существуют возрастные особенности понимания эмоций. Для младшего дошкольного возраста (3-4 года, характерно понимание четырех эмоций : радости, грусти, страха
и злости. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) к этим эмоциональным состояниям добавляется эмоция удивления. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) расширяется модальный ряд, в него включаются эмоции обиды, вины и стыда. Таким образом, в дошкольном возрасте детям доступно восприятие и понимание восьми основных эмоций : радости, грусти, страха, злости, удивления, обиды, вины и стыда, которые с учетом возрастных особенностей детей вводятся в определенной последовательности.
Кроме того, в 5 лет большинство детей способны идентифицировать различные эмоциональные выражения, правильно определить некоторые из внешних причин эмоций и понять влияние напоминаний на возникновение эмоций.
К 7 годам они могут не только распознать эмоции, понять причины их возникновения и влияние напоминания о событии как активатора эмоции, но и осознать роль желаний и убеждений в возникновении эмоций, а также возможность скрывать эмоции.
К 5-6 годам дети усваивают точные обозначения эмоций прилагательными : «веселая», «радостная», «злая». Количество детей, использующих определения в форме прилагательного, возрастает вдвое. Заметим, что употребляемые детьми наименования эмоций не отличаются разнообразием.
Таким образом, эмоциональное развитие следует рассматривать как процесс качественных и количественных преобразований, которые способствуют появлению ключевых новообразований на различных этапах онтогенеза. Эмоциональное развитие связано с закономерными изменениями, в результате которого появляются новообразования в эмоциональной сфере. Эмоциональное развитие в детстве происходит в рамках трех направлений:
1) восприятие и понимание эмоциональных состояний;
2) развитие
эмоциональной регуляции поведения и общения;
3) развитие социальных эмоций.