Козлова Светлана
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через использование техники рисования эбру
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование техники рисования Эбру»
В настоящее время в группах детского сада общеразвивающей направленности наблюдается значительное увеличение детей с проблемами в речевом развитии. Дети с нарушениями речи имеют неустойчивый эмоциональный фон, недостаточно развитую крупную и мелкую моторику, слабо развитые все основные психические процессы, не сформированный эмоциональный интеллект. Для выравнивания эмоционального фона у детей педагоги-психологи предлагают использовать инновационные арт-терапевтические технологии, а именно нетрадиционную технику рисования на воде Эбру. С помощью данной техники у всех детей появляется интерес к новому виду деятельности, развиваются творческие способности и эмоциональный интеллект. Дети могут контролировать свои эмоции и чувства, развивается фантазия и память, появляется уверенность в своих силах. Ребенок учится мыслить не стандартно, а это очень необходимое и важное качество в наше время. Можно выделить преимущества применения этой технологии : этот вид рисования доставляет огромное количество положительных эмоций; его возможно использовать в самостоятельной деятельности; создаются необходимые условия для экспериментирования с художественными материалами; используется индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через использование техники рисования эбру» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Посредством арт-терапевтического воздействия рисованием Эбру повышается уровень сформированности основ функциональной грамотности дошкольников, будущих первоклассников, через развитие творческой деятельности, развитие эмоционального интеллекта и экспериментальную деятельность. Поэтому метод рисования Эбру является одним из наиболее «экологичных» методов работы педагога-психолога с воспитанниками дошкольного учреждения.
Арт-терапия Эбру представляет собой особый метод рисования, где вместо холста используют поверхность воды. Это процесс и творчества и лечения одновременно. Это старинная восточная техника рисования. Рисунок всегда неповторим и индивидуален. Особенность данной техники заключается в том, что в любой момент ребенок может изменить или исправить замысел, дополнить деталями и не ждать когда высохнут краски, чтоб увидеть результат.
Цель: создание условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через использование инновационной технологии арт- терапии – рисование на воде Эбру.
Задачи:
1. Учить выражать своё эмоциональное состояние посредством техники арт-терапии. 2. Знакомить и обучать детей навыкам релаксации и саморегуляции. 3. Развивать чувство внутреннего контроля. 4. Формировать навыки в самооценке и повышения чувства уверенности в себе.
Основные психолого-педагогические принципы, применяемые в работе с детьми: -принцип доступности учитывает возрастные и психологический особенности ребенка; -принцип наглядности опирается на визуальные образы, показ действий, моделирование ситуаций и игры; -принцип индивидуальности учитывает индивидуальные способности ребенка; -принцип систематичности и последовательности предполагает регулярность, планомерность, непрерывность процесса обучения, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
Опираясь в своей работе на вышеизложенные психолого-педагогические принципы, на научные и методологические основания, я разработала систему занятий арт-терапевтической направленности рисованием Эбру, которую я практикую с 2021 года. Свою работу начала с создания условий для применения арт-терапиии, подготовки материально-технической базы. Были приобретены наборы для рисования, в которые входили загуститель, специальные краски, кисти, поддоны, разнообразные гребни, шпажки. Комплект занятий составила с постепенным усложнением, с учетом физических и психических особенностей детей старшего возраста. Следующим этапом работы стал подбор диагностического материала. Диагностика по методике «Эмоциональные лица» авт. Семаго Н. Я предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания, а также возможности соотнесения с личными переживаниями ребёнка.
Формы и режим занятий.
Занятия состоят из вводной, основной и заключительной части:
- вводная часть начинается с ритуала приветствия, с художественного слова, игр для привлечения внимания, психогимнастики на развитие эмоциональной сферы и создание проблемной ситуации;
- основная часть проходит с нахождения путей выхода из проблемной ситуации, знакомство с новой информацией и выполнение самой работы. Рисование Эбру выполняется поэтапно, обязательно проводится физминутка ;
- заключительная часть предполагает анализ своих работ детьми, раскрытие творческого замысла и ритуал прощания.
Занятия проводятся во второй половине дня, длительностью 25-30 минут, один раз в неделю. На занятии использую элементы здоровьесберегающих технологий : дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксация. Применяю элементы музыкальной терапии для коррекции психических и физических процессов: при переутомлении и нервном истощении включаю «Утро» Э. Х. Грига, «Полонез» Г. А. Огинского; при угнетенном меланхоличном настроении: ода «К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта и тд.
Методы организации образовательного процесса:
-словесный (беседа, дискуссия, сочинения сказок, рассказы детей, чтение произведений, описание, рассказ педагога);
-наглядный (наблюдения, рассматривание образца задания, рассматривание алгоритма выполнения задания); -практические (выполнение упражнений, самостоятельная работа, эксперименты).
Формы организации образовательного процесса:
-групповой (дети делятся на подгруппы); -индивидуальный.
Взаимодействия с семьями воспитанников. Для успешного взаимодействия я использую стратегию сотрудничества. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса воспитания, поэтому мне было важно отыскать в лице родителей единомышленников и активных помощников.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начала работу с анкетирования и с бесед об интересах и проблемах ребенка. С целью ознакомления родителей о работе с детьми в технике рисования Эбру подготовила и провела мастер-классы, подготовила папки-передвижки, индивидуальные и подгрупповые консультации. С целью вовлечения родителей в активное взаимодействие организую творческие выставки работ детей. Многие родители с удовольствием принимают участие во встречах, так как дети охотно делятся своими впечатлениями об удивительном искусстве аква-рисования. Хотелось бы отметить, что у многих семей появились в доме наборы для рисования, и это тоже можно рассматривать как результат работы педагога-психолога Результативность.
Нетрадиционная техника рисования Эбру помогла детям старшего дошкольного возраста, моим воспитанникам, находить выход из сложных жизненных ситуаций нестандартным способом. У детей повысился уровень познавательной деятельности, расширился словарный запас, художественно-творческие способности. Эбру явилось для детей прекрасным инструментом для развития воображения, фантазии и творческого начала, научила распознавать свои и чужие эмоции, корректировать свое поведение. Дети не только познакомились с древнейшим видом искусства и новой техникой рисования, но и получили положительные эмоции и большое количество приятных впечатлений. Данная технология позволила снизить уровень тревожности, уровень страха и агрессивности у детей. Моя работа с использованием технологии Эбру позволило целенаправленно и эффективно активизировать эмоциональную сферу детей.
Заключение.
Считаю, что технологию Эбру необходимо использовать на занятиях со всеми детьми. Но с детьми, испытывающими трудности в адаптации к новым условиям, находящимся в трудных жизненных ситуациях и детьми на этапе предшкольной подготовки, эта технология дает максимально положительный результат по снятию психоэмоционального напряжения.