Наталья Перцевая
Рекомендации для логопедов по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Работа логопеда включает в себя разные аспекты деятельности. Сегодня мы поговорим об эмоциях, о средствах и формах работы по развитию эмоциональной сферы детей- дошкольников. К сожалению, есть такие дети, и их в последнее время становится все больше, у которых лицо непроницаемое, оно словно в маске, на нем не отражаются никакие чувства, А вы встречались с такими детьми? - это дети с тяжелыми нарушениями речи. Причем, интеллект у этих детей не нарушен. У некоторых детей, также с речевой патологией, но более лёгкой степени, эмоции выражены слабо - по ним трудно определить настроение, эмоциональный фон маленького человека.
Публикация «Рекомендации для логопедов по развитию эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Детей с такими речевыми нарушениями мимике необходимо учить. И дело не только в том, что без выраженной мимики малыш будет не такой, как все. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным.
Лицевые мышцы нужно развивать и потому, что они участвуют в процессе речи. Кроме этого, упражнения, способствующие развитию мимики, снимают напряжение мышц речевого аппарата, служат развитию памяти и внимания. Да и просто малыш будет улыбаться чаще, что уже немаловажно. Я помогаю детям развивать эмоциональную сферу с помощью большого комплекса разнообразных приемов, в том числе и с помощью мимической гимнастики. Для этой цели я создала компьютерную презентацию, на основе книги известного логопеда Н. В. Нищевой «Весёлая мимическая гимнастика». Почему использую компьютер, а не книгу, потому что это повышает интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы. Мимическую гимнастику дети учатся выполнять на индивидуальных логопедических занятиях, а закрепляют умения на фронтальных логопедических занятиях. Если нарушения тяжелые, желательно заниматься развитием мимических мышц вместе с родителями, когда ребенок находится в привычной обстановке.
Но сначала проводится работа по обучению детей мимическому самомассажу.
Обязательное условие для успеха – хорошее настроение ребенка.
В последнее время часто приходится сталкиваться с тем, что мимика у дошкольника развита достаточно, но ребенка необходимо социализировать, то есть научить выражать не только собственные чувства, но и читать чужие эмоции, а значит и сопереживать им или, если хотите, чувствовать угрозу, исходящую от объекта (человека или животного). Детей этому я учу с помощью игр. Вот некоторые их них
1игра «Твоё настроение». Раскладываются карточки с изображением животных, людей, сказочных героев с выражением разных эмоций. Детям предлагается найти среди карточек эмоцию печали, удивления, злости и т. д.
2 игра «Изобрази эмоцию»
Логопед выразительно читает стихотворение, ребенок (или группа детей) по ходу чтения выражает свое эмоциональное впечатление.
Бабочка
Увидев на клумбе прекрасный
цветок,
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой
стебелек,
И сразу цветок….улетел
(По В. Лунину)
Серёжа и гвозди.
Сотрясается весь дом:
Бьёт Сережа молотком,
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Серёжею они
Просто издеваются –
В стену не вбиваются!
(В. Берестов)
Совесть.
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу её теперь,
Везде её ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
(А. Барто)