Елена Плетнёва
Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок.
Публикация «Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр» размещена в разделах
Эмоциональная лексика - это слова, имеющие эмоциональную окрашенность, которые способствуют более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова - оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически.
Эмоциональная лексика, являясь неотъемлемой частью лексикона, необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций, она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач. Следует также отметить, что, с одной стороны, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не отмечается грубых нарушений аффективной сферы, а с другой – дошкольники не могут обозначить словами свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов.
Работая над формированием эмоциональной лексике, коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР я стараюсь помочь овладеть коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, всего того, в чем дети дети испытывают значительные трудности.
Сегодня я хочу познакомить вас с играми и игровыми ситуациями, которые я использую в своей работе на развитее эмоциональной лексике и коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Игра «Мимический диктант». Перед ребенком выкладывается эмоциональный ряд (фото, пиктограммы, рисунки) и предлагается изобразить такое же лицо, принять аналогичную позу.
Игра «Конструирование эмоций» Детям предлагается пиктограммы различных эмоций, взрослый читает сказку, рассказ, а дети выкладывают эмоциональный ряд главного героя в соответствии с развитием сюжета произведения.
Игра-лото «Зоопарк настроений». У детей карточки, на которых изображены животные в различных эмоциональных состояниях. Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.
Игра «Придумай причину». Ведущий показывает картинку, дети называют эмоциональное состояние животного или человека и пытаются объяснить, почему оно может возникнуть (кот рассердился, потому что его разбудили, собака обрадовалась, когда ее взяли на прогулку)
Игра «Кубик эмоций». Взрослый или ребенок бросает кубик, на каждой грани которого изображен лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее всех выполнит задание, становится ведущим и бросает кубик.
Игра «Тренируем эмоции»
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
В результате коррекционной работы у детей с ОНР активизируется эмоциональная лексика. Речь детей постепенно характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью, расширяется диапазон экспрессивной стороны речи, дети правильно используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику, жесты.