Папки-передвижки

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста

Ирина Картамышева
Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста

В детском саду есть дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта и слабо развитыми социальными навыками: заторможенные, скованные в общении или, наоборот, агрессивные. Маленькие дети не умеют управлять своими эмоциями, что часто приводит к импульсивности их поведения, осложнения взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Своевременное развитие эмоционального интеллекта, а именно, начиная с младшего дошкольного возраста, поможет избежать вышеперечисленных проблем.

Эмоциональный интеллект – это способность человека правильно управлять своими эмоциями, распознавать их, понимать намерения, мотивацию и желание, как свои собственные, так и других людей.

Главный смысл развития эмоционального интеллекта заключается в умении ребенка выстраивать отношения в любых условиях.

Развивая эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте, ребенок должен научиться решать познавательные, коммуникативные и регуляторные задачи, что поможет ему в дальнейшей жизни стать успешным, сделать для себя правильные выводы в любой ситуации.

Повысить уровень эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте можно при организации театрализованной игровой деятельности, которая осуществляется с помощью различных средств: пальчиковых, перчаточных кукол, заводных игрушек. Общение с плоскостными героями игр применяется с использованием дидактического пособия «Прозрачный мольберт».

Рекомендуем активно использовать в совместной с детьми деятельности игры и упражнения.

Упражнение «Поздоровайся с самим собой»

Цель: развить коммуникативные навыки ребенка.

Ход игры. Педагог объясняет детям, что он будет передавать по кругу зеркало каждому играющему, нужно посмотреть в него, увидеть себя, улыбнуться и поздороваться с самим собой, например: «Здравствуй, Катя!». После выполнения упражнения обратить внимание детей на то, что, когда мы улыбаемся, то уголочки рта направлены вверх, а глазки становятся узенькими.

Игра «Уговори».

Цель: успокоить ребенка, развить умение чувствовать других.

Ход игры. Предложить ребенку стать мамой. У мамы есть ребенок – перчаточная кукла. Попросить ребенка показать перчаточной куклой как капризничает ребенок, не хочет что-то делать (идти в детский сад, есть кашу, играть). А теперь ребенок в роли взрослого пусть попробует уговорить ребенка выполнить просьбу.

Упражнение «Отгадай предмет»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, агрессивность, развить чувственное восприятие.

Ход игры. Взрослый подбирает несколько мелких предметов различной фактуры: кусочек ваты, кисточку, стеклянную баночку, бусы, зубную щетку, цветок и так далее. Выкладывает предметы на стол. Объяснить малышу, что он должен закрыть глаза и к его руке педагог будет прикасаться какой-то вещью, нужно отгадать, что это было. Рекомендуется прикасаться нежно, чтобы было ребенку приятно.

Упражнение «Изобрази животное»

Цель: снять напряжение, скованность, развить ощущение единства.

Ход игры. Предложить детям встать в круг и под музыку изобразить предложенных животных, зверей или птиц (испуганного зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, задумчивую сову, веселую ласточку) и тому подобное.

Упражнение «Театр Масок»

Цель: развить умения понимать эмоции окружающих через проигрывание эмоционального состояния.

Ход игры. Дети – актеры, педагог – фотограф. Малыши изображают сказочных персонажей, педагог фотографирует. Попросить детей показать различные выражения лиц сказочных героев. По команде: «Приготовьтесь, фотографирую!» дошкольники изображают сказочных персонажей, и педагог фотографирует их на планшет.

Попросить показать, как выглядит злая Баба Яга.

- «Приготовьтесь! Фотографирую!»

Показать, как испугался зайчик, увидев волка их мультфильма: «Ну, погоди!»

- «Приготовьтесь! Фотографирую!»

Показать, как хитро улыбается лиса, которая хочет съесть Колобка.

- «Приготовьтесь! Фотографирую!»

После все вместе смотрят, у какого выразительнее и интереснее получилась эмоция.

Игра «Развеселим зайчика»

Цель: воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела.

Ход игры. Зайчик пришел в детский сад. Он очень грустный и чего-то боится. Нужно успокоить и развеселить его. Педагог предлагает детям нарисовать на мольберте то, что успокоит и порадует зайчика.

Игра «Волшебный стул»

Цель: развить навыки взаимодействия, создать позитивный настрой, достичь положительного самоощущения.

Ход игры. Предложить одному из детей сесть на «Волшебный стул», стоящий в центре комнаты, а остальных играющих попросить говорить ему ласковые слова, комплименты, обнимать его.

Примечание: рекомендуется выбрать ребенка с проблемами (замкнутого, неуверенного в себе или агрессивного). Игру можно повторять несколько раз, приглашая на «Волшебный стул» других детей. Обязательно участвуют в игре и сильные, уверенные в себе дети.

Занятия в детском саду и дома по развитию эмоционального интеллекта помогают детям понимать себя, эмоции свои и других людей. Развитый эмоциональный интеллект у дошкольников способствует эффективному восприятию новой информации, что облегчает осваивание образовательной программы. Уже в старшем дошкольном возрасте дети правильно ведут себя в различных ситуациях: доброжелательно взаимодействуют с окружающими; становятся устойчивыми к стрессам; легко адаптируются к новым условиям и обстоятельствам. У детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта повышается продуктивность в учебе. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом в будущем становится востребованным специалистом, ведь он умеет видеть свои и чужие проблемы, находить общий язык с сотрудниками и клиентами, контролировать свои эмоции, быстро принимать решения. Кроме того, такие люди менее подвержены психосоматическим заболеваниям.

Список использованной литературы:

1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 429 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. - М. : АСТ, 2014. - 96 с.

3. Деклер Д., Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.

4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками (4- 7лет) М. : Мозаика-Синтез, 2020г.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2024 в 00:37
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Картамышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД