Ирина Картамышева
Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду есть дети с низким уровнем развития эмоционального интеллекта и слабо развитыми социальными навыками: заторможенные, скованные в общении или, наоборот, агрессивные. Маленькие дети не умеют управлять своими эмоциями, что часто приводит к импульсивности их поведения, осложнения взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Своевременное развитие эмоционального интеллекта, а именно, начиная с младшего дошкольного возраста, поможет избежать вышеперечисленных проблем.
Эмоциональный интеллект – это способность человека правильно управлять своими эмоциями, распознавать их, понимать намерения, мотивацию и желание, как свои собственные, так и других людей.
Главный смысл развития эмоционального интеллекта заключается в умении ребенка выстраивать отношения в любых условиях.
Развивая эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте, ребенок должен научиться решать познавательные, коммуникативные и регуляторные задачи, что поможет ему в дальнейшей жизни стать успешным, сделать для себя правильные выводы в любой ситуации.
Повысить уровень эмоционального интеллекта в младшем дошкольном возрасте можно при организации театрализованной игровой деятельности, которая осуществляется с помощью различных средств: пальчиковых, перчаточных кукол, заводных игрушек. Общение с плоскостными героями игр применяется с использованием дидактического пособия «Прозрачный мольберт».
Рекомендуем активно использовать в совместной с детьми деятельности игры и упражнения.
Упражнение «Поздоровайся с самим собой»
Цель: развить коммуникативные навыки ребенка.
Ход игры. Педагог объясняет детям, что он будет передавать по кругу зеркало каждому играющему, нужно посмотреть в него, увидеть себя, улыбнуться и поздороваться с самим собой, например: «Здравствуй, Катя!». После выполнения упражнения обратить внимание детей на то, что, когда мы улыбаемся, то уголочки рта направлены вверх, а глазки становятся узенькими.
Игра «Уговори».
Цель: успокоить ребенка, развить умение чувствовать других.
Ход игры. Предложить ребенку стать мамой. У мамы есть ребенок – перчаточная кукла. Попросить ребенка показать перчаточной куклой как капризничает ребенок, не хочет что-то делать (идти в детский сад, есть кашу, играть). А теперь ребенок в роли взрослого пусть попробует уговорить ребенка выполнить просьбу.
Упражнение «Отгадай предмет»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, агрессивность, развить чувственное восприятие.
Ход игры. Взрослый подбирает несколько мелких предметов различной фактуры: кусочек ваты, кисточку, стеклянную баночку, бусы, зубную щетку, цветок и так далее. Выкладывает предметы на стол. Объяснить малышу, что он должен закрыть глаза и к его руке педагог будет прикасаться какой-то вещью, нужно отгадать, что это было. Рекомендуется прикасаться нежно, чтобы было ребенку приятно.
Упражнение «Изобрази животное»
Цель: снять напряжение, скованность, развить ощущение единства.
Ход игры. Предложить детям встать в круг и под музыку изобразить предложенных животных, зверей или птиц (испуганного зайчика, злого волка, сердитого медведя, виноватую лису, задумчивую сову, веселую ласточку) и тому подобное.
Упражнение «Театр Масок»
Цель: развить умения понимать эмоции окружающих через проигрывание эмоционального состояния.
Ход игры. Дети – актеры, педагог – фотограф. Малыши изображают сказочных персонажей, педагог фотографирует. Попросить детей показать различные выражения лиц сказочных героев. По команде: «Приготовьтесь, фотографирую!» дошкольники изображают сказочных персонажей, и педагог фотографирует их на планшет.
Попросить показать, как выглядит злая Баба Яга.
- «Приготовьтесь! Фотографирую!»
Показать, как испугался зайчик, увидев волка их мультфильма: «Ну, погоди!»
- «Приготовьтесь! Фотографирую!»
Показать, как хитро улыбается лиса, которая хочет съесть Колобка.
- «Приготовьтесь! Фотографирую!»
После все вместе смотрят, у какого выразительнее и интереснее получилась эмоция.
Игра «Развеселим зайчика»
Цель: воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела.
Ход игры. Зайчик пришел в детский сад. Он очень грустный и чего-то боится. Нужно успокоить и развеселить его. Педагог предлагает детям нарисовать на мольберте то, что успокоит и порадует зайчика.
Игра «Волшебный стул»
Цель: развить навыки взаимодействия, создать позитивный настрой, достичь положительного самоощущения.
Ход игры. Предложить одному из детей сесть на «Волшебный стул», стоящий в центре комнаты, а остальных играющих попросить говорить ему ласковые слова, комплименты, обнимать его.
Примечание: рекомендуется выбрать ребенка с проблемами (замкнутого, неуверенного в себе или агрессивного). Игру можно повторять несколько раз, приглашая на «Волшебный стул» других детей. Обязательно участвуют в игре и сильные, уверенные в себе дети.
Занятия в детском саду и дома по развитию эмоционального интеллекта помогают детям понимать себя, эмоции свои и других людей. Развитый эмоциональный интеллект у дошкольников способствует эффективному восприятию новой информации, что облегчает осваивание образовательной программы. Уже в старшем дошкольном возрасте дети правильно ведут себя в различных ситуациях: доброжелательно взаимодействуют с окружающими; становятся устойчивыми к стрессам; легко адаптируются к новым условиям и обстоятельствам. У детей с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта повышается продуктивность в учебе. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом в будущем становится востребованным специалистом, ведь он умеет видеть свои и чужие проблемы, находить общий язык с сотрудниками и клиентами, контролировать свои эмоции, быстро принимать решения. Кроме того, такие люди менее подвержены психосоматическим заболеваниям.
Список использованной литературы:
1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 429 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. - М. : АСТ, 2014. - 96 с.
3. Деклер Д., Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками (4- 7лет) М. : Мозаика-Синтез, 2020г.