Любовь Муковина
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка
Психика ребенка является сложной системой. Эмоционально-волевая сфера один из ее компонентов. Получая информацию из внешнего мира, ребенок дает ей оценку. Эта оценка выражается в эмоциях, которые он проявляет и чувствах. Маленький ребенок еще не умеет держать под контролем эмоции. Для этого нужна волевая регуляция, которая у него пока еще не сформирована. Но постепенно, подрастая, он овладевает навыком самоконтроля. Волевой контроль необходим для регуляции не только эмоций и чувств, но и любой деятельности, а также познавательных психических процессов (с помощью которых человек познает окружающий мир, таких как память, внимание мышление, восприятие. Усилием воли ребенок контролирует свои действия и поступки, преодолевает препятствия на пути к достижению цели. С развитой эмоционально-волевой сферой, он эмоционально устойчив, способен, благодаря усилию воли сдержать эмоциональный порыв, контролировать свои эмоции и поведение.
Публикация «Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребёнок не любит никаких резких изменений в привычном течении жизни. Изменение режима жизни, поступление в детский сад или перевод в новое дошкольное учреждение, разлад в семье, развод родителей — все это может привести к тому, что у малыша возникнут серьезные эмоциональные нарушения.
Причины нарушений эмоционально-волевой сферы :
• тревожное состояние, вызванное перенесенными стрессами;
• недостаточность близости, доверия со значимыми взрослыми;
• отставание в сфере интеллектуального развития;
• социально — бытовые;
• влияние компьютерных игр, а также фильмов, не соответствующих возрасту ребёнка.
Какие нарушения бывают?
• чрезмерная впечатлительность;
• страхи;
• повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
• робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
• агрессивное поведение;
• отсутствие контроля над чувствами радости или злости;
• раздражительность и плаксивость;
• капризное поведение, истерики;
• тревожность, расторможенность.
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты:
• Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
• Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть», «злость». Объясните ребенку, что чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
• Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Вова рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
• С уважением отнеситесь к чувствам ребё нка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом и не обращала на тебя внимания».
Рекомендации родителям:
1. В семье должен преобладать единый стиль воспитания.
2. Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает.
3. Родители должны быть более последовательными в своих требованиях (что говорю, то и делаю).
4. Необходимо соблюдать спокойствие и проявлять терпение. Важно понимать, что ребёнок не делает «на зло» родителям, а просто не умеет и не может контролировать свои эмоции и поведение.
5. Учите ребёнка распознавать свои чувства и эмоции. Обсуждайте вместе, подбирая для этого правильные слова: злость, обида, радость, грусть.
6. Признайте сами и объясните ребёнку, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств. Плакать нормально! Злиться нормально! Обижаться нормально! Однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю».
7. Формулируйте справедливые правила и нормы поведения. Аргументируйте и объясняйте их ребенку.
8. Учите ребёнка выражать свои эмоции приемлемым способом, который не несёт вред окружающим (вербальные, физические, творческие).
9. Учите ребёнка понимать чувства и эмоции других людей. Стимулируйте бережное, заботливое отношение к себе, другим людям, животным, растениям. Развивайте сочувствие и сопереживание.
10. Хвалите даже за небольшое удачно сделанное дело, за предпринятые усилия, если получилось не очень хорошо, но ребенок старался.
11. Помогайте в выполнении посильных возрасту действий, а не делайте это за ребенка. Помните, что суть не столько в качестве выполнения дела, сколько в развитии воли, самостоятельности, инициативности и самоконтроля.
12. Отделяйте при оценке ребенка оценку его личности и оценку его поступка. Оценивайте только поступок, личность всегда хорошая: «Ты такой хороший мальчик и так плохо поступил!».
13. Формируйте у ребенка веру в то, что он хороший. Повышайте его самооценку.
14. Играйте вместе с ребёнком. В игре активно развивается произвольность поведения (способность волевого контроля). Выполнение правил игры, распределение ролей требует контроля своих действий. К тому же проведённое вместе время имеет благотворительное влияние на родителей и ребёнка. Это сближает и делает ваши отношения более теплыми и доверительными.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. А значит, ребёнок будет эмоционально здоров, будет успешно расти и развиваться.