Анна С
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с РАС посредством сенсорных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности дизонтогенеза при детском аутизме приводят к тому, что в процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок получает преимущественно негативный опыт, который приводит к возникновению защитных механизмов, усиливающих поведенческие трудности и значительно усложняющих процесс формирования адекватного общения и любой совместной деятельности [4].
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Состояние психической сферы аутичного ребенка свидетельствует о недостаточности важнейшего психического механизма, определяющего формирование полноценной личности — эмоционально-волевой сферы. Мир ребенка с расстройством аутистического спектра наполнен яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это может вести к сенсорным перегрузкам, а также к депривации [1].
При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, если ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, то у ребенка часто улучшается интеграция между различными сенсорными системами.
Сенсорные игры решают следующие задачи: переживание приятных эмоций; возникновение эмоционального контакта со взрослым; получение ребенком новой сенсорной информации; внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов [2,5].
Целью исследования является выявление влияния сенсорных игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутистического спектра дошкольного возраста.
Одной из основных задач является сравнительное экспериментальное изучение эмоционально-волевой сферы детей до системного проведения сенсорных игр и сразу после проведения.
В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста : экспериментальную группу составили 10 дошкольников с РАС, контрольную группу - 10 детей с нормальным психическим развитием. В исследовании использовалось комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами в развитии А. Зарин по параметрам психического развития (критерий «эмоционально-волевая сфера» : настроение во время проведения занятий, адекватность эмоциональных состояний, эмоциональные реакции на совместные игры во время занятий и т. д.) и развития деятельности (критерий «игровая деятельность» : наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, интенсивность игрового поведения и т. д.) [3]. В процессе эксперимента были проведены следующие игры: «Фонтан», «Поиски спрятанных сокровищ: найди пару», «Снег пошёл», «Прячем ручки» и другие.
Анализ результатов проведенного исследования обнаружил влияние сенсорных игр на эмоциональную сферу детей с РАС. Сенсорные игры незначительно повышают показатели по взятым для данного исследования критериям. Дошкольникам с РАС были предложены различные сенсорные игры, в процессе которых мы наблюдали за изменением их поведения, самочувствия и эмоций. Было замечено, что в процессе игр у детей изменилось настроение, уменьшились стереотипные действия, они стали выражать базовые эмоции : радовались от получения результата и расстраивались в противном случае. У 80% детей отмечалась незначительная, но положительная динамика: баллы повысились на 1-2 балла по оцениваемым критериям. Полученный, на первый взгляд, формальный результат для нас явился показателем того, что, во-первых, в работе с детьми с РАС сенсорные игры являются способом налаживания контакта и своеобразным помощником в адаптации ребенка к среде и к окружающим его взрослым, а во-вторых, при продолжении работы в данном направлении мы можем добиться увеличения результатов по всем показателям.
Анализ результатов также показал, что игры данного типа создают ребёнку возможность получения положительного сенсорного опыта. Тем не менее у 30% детей наблюдался страх воды, а некоторые (30%) отказывались от игр с крупами, иногда действия детей носили хаотичный характер. Несмотря на вышеперечисленные данные, можно отметить значительную динамику по оцениваемым показателям: у подавляющего большинства детей (80%) было отмечено повышение выносливости в глазном контакте, а также более адекватное проявление эмоций. Анализ результатов исследования, проведенного по завершению цикла игровых занятий, показал, что сенсорные игры оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольников с РАС.
В контрольной группе наблюдались несколько другие результаты. Дети с нормальным психическим развитием вступали во взаимодействие со взрослым значительно быстрее, у них наблюдался повышенный фон настроения, они были воодушевлены и заинтересованы в занятии (90% детей, действия детей были обдуманные и целенаправленные, они принимали задание, выполняли инструкции, контролировали свою деятельность. Исследуемые показатели повышались значительно быстрее: заметно выросли показатели по критериям «эмоциональные реакции на совместные игры во время занятия» (на 2 балла, «настроение во время проведения занятия» (на 4 балла).
В отличие от детей с РАС, дети с нормальным психическим развитием увлекались всеми предложенными заданиями, особенно игрой с водой и с цветными «бомбочками». По сравнению с детьми с РАС, которые максимально могли удерживаться в одной игре 5-10 минут, нейротипичные дети на протяжении всего занятия (30 минут) находились в радостном настроении, активно участвовали в заданиях, ждали результата своей деятельности. В отличие от группы детей с РАС они относились к играм без опасений и быстрее включались в деятельность, сохраняя быстрый темп на протяжении всего занятия.
Таким образом, сенсорные игры являются неотъемлемым средством развития эмоциональной сферы дошкольников с РАС, представляют собой наиболее эффективный способ расширения представлений ребенка об окружающем мире, дают новые представления о социальных взаимоотношениях, позволяют на их основе впоследствии проводить коррекционно-развивающие мероприятия.
Литература:
1. Гринспен С., Серена У. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. - М. : Теревинф, 2017.
2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью, Из-во фонда «Обнаженные сердца», 2018.
3. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии, 2015.
4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребё нок: пути помощи. - М. : Теревинф, 2016 .
5. Янушенко Е. Игры с аутичным ребё нком: установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. - М. : Теревинф, 2018.