Марина Малышева
Развитие эмаптии посредством театрализованной деятельности у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы обусловлена недостатком опыта общения у детей 3-4 лет, зачастую они конфликтные и обособленные, это признак слабой адаптации ребёнка к окружающему миру. А в будущем это причина серьёзных эмоционально личностных проблем. Именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости и гуманности. В связи с этим считаем, что проблема развития эмпатии у детей 3-4 лет чрезвычайно актуальна, так как именно в этом возрасте ребёнок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Развитие эмаптии посредством театрализованной деятельности у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В психолого-педагогической литературе эмпатия трактуется как восприятие внутреннего мира другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, словно становишься другим человеком, но при этом, не теряя ощущения «как будто», это ощущать радость или боль так, как их ощущает другой человек, а их причины воспринимаешь так, как он их воспринимает.
Программы, которые сегодня являются целесообразными и которые активно используют педагоги в своей работе, реализуют частные задачи эмоционального развития ребенка, в то время, чтобы воздействие было эффективным, целесообразно воздействие комплексное, направленное в целом на эмоциональную сферу ребенка.
Проблемой эмпатии и ее развитие в 3-4 летнем возрасте посвятили свои исследования такие ученые как: В. В. Абраменкова, A.B. Запорожец, A.A. Рояк, Т. П. Гаврилова, А. Б. Николаева, Л. П. Стрелкова. Исследования этих ученых показали, что именно в дошкольном возрасте закладываются эмоциональной культуры личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высокую актуальность приобретает именно эмоционально-ценностное развитие, поскольку оно является значимым для формирования эмоциональной восприимчивости ребенка, а так же для развития творческого воображения детей 3-4 летнего возраста.
Важным компонентом нравственного развития ребенка есть формирование эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию к другим людям.
Эффективным и целесообразным методом развития эмпатии 3-4 летнего ребенка является театрализованная деятельность, поскольку именно она имеет высокие педагогические возможности в развитии эмпатии детей 3-4 лет. Рассмотрим возможности развития эмпатии посредством театрализованной деятельности более детально :
- театрализованная деятельность является деятельностью игровой, в которой ребенок в силу специфических особенностей, может очень тонко чувствовать эмоциональное состояние персонажей, сопереживать герою, это и есть формирование эмпатии;
- игровой образ является основным элементом театрализованной деятельности, в этой связи следует к театрализованной деятельности отнести игры – драматизации, режиссерские игры, игры-импровизации и игры-этюды. Именно игровой образ требует от ребенка глубокого чувственного вхождения в образ проигрываемый ребенком, эмоционального переживания, а не просто внешнего перевоплощения;
- репродуктивность при подготовке к спектаклю формирует у 3-4 летних детей чувство к сопереживанию и сочувствию, дети начинают подражать в поведении своем поведению главных героев (любимым героям). Это действие оставляет очень глубокий след именно в эмоциональном опыте 3-4 летнего малыша, влияет на поведенческие формы ребенка, на характер взаимодействия ребенка с миром, который его окружает;
- театрализованная деятельность ребенка по праву считается процессом системным, начинается с того, что педагог знакомит ребенка с литературой основой будущего спектакля, так готовится восприятие ребенка к пониманию театрализованного действия (спектакля, далее дети совместно с педагогом должны детально проанализировать сюжет, а так же поступки героев, рассмотреть и обсудить стратегии поведения героев, их поступки; затем педагог с ребятами приступают к пробе детей в роли того или иного персонажа, потом ребенок должен понять выученную роль, выучит ее, понять воплощение героя в спектакле.
- системным процессом является театральная деятельность ребенка 3-4 лет, этот процесс начинается из ознакомления с литературной основой будущего спектакля, ребенка необходимо обучить воспринять спектакль как сюжетную основу, и как характеристику своего героя, это можно осуществить посредством детального анализа поступков героев и сюжета текста спектакля, так же необходимо с ребенком обсудить стратегию поведения героя, играть которого будет ребенок, ребенок продолжает пробовать себя в роли, учит роль, воплощается в образ героя и замысла спектакля. Такая продолжительная работа станет формировать эмпатию детей 3-4 лет, поскольку каждый этап процесса театрализованной деятельности сопровождается педагогическими приемами, которые способствуют целостному эмоциональному восприятию детьми спектакля, а так же быть полноценным участником этого спектакля.
Принимая участие в театрализованной игре, ребенок 3-4 лет берет на себя роль, которую будет изображать в спектакле, такая деятельность дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с данным персонажем, дает возможность выразить свои личные чувства, эта деятельность обогащает эмоционально-чувственный опыт ребенка. В дальнейшем ребенок, станет себя отождествлять с героем, который теперь для ребенка близок. Способность такой идентификации даст возможность посредством образов театрализованной игры оказывать влияние на малышей, формировать опыт эмпатийного поведения ребенка. Так же происходит усвоение разных образцов действий и поступков, что дает возможность ребятам понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.
Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, поскольку в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же меркам, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса в аспекте развития ребенка.
Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх, поскольку театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и сама по себе является художественной деятельностью.
Таким образом, театральная деятельность является эффективным и целесообразным методом развития эмпатии 3-4 летнего поскольку имеет высокие педагогические возможности.