ирина мозжалова
Развитие выразительной речи дошкольников посредством художественного воплощения образа природы
▼ Скачать
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы, заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Природа пробуждает любознательность, воздействует на органы чувств, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Публикация «Развитие выразительной речи дошкольников посредством художественного воплощения образа природы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства, восхищение. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлении о природных объектах и явлениях.
Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусств. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к «изображаемому».
Анализ детских работ показал, что не всякие события, явления окружающей жизни способствуют возникновению желания отобразить их на бумаге. Желание рисовать возникает тогда, когда это событие или явление заинтересовало детей, вызвало удивление, поразило их воображение. Но вот замысел возник, появилось желание нарисовать что-то. А чтобы воплотить эту идею в рисунок, нужно его образное наполнение. Что нужно для успешного решения? Обогащение знаний, представлений детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдали, которые им предстоит изображать.
Речь и рисование – разные формы отражения и освоения окружающей действительности, которые тесно связаны между собой. Чем богаче анализируется в словесной форме какой-либо объект, тем больше чувств он вызывает в ребенке, тем полнее и образнее становятся детские рисунки. Формирование устойчивых связей между линией, цветом и словом представляет неисчерпаемые возможности интеллектуального развития.
Дети много рисуют, им нравится это занятие. Но они сами не могут анализировать свои работы в полном объеме. Нет богатого опыта, чтобы раскрыть тему рисунка, нет достаточно яркой выразительности речи. Следовательно, возникают пути решения этой проблемы – найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».
Чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, педагог должен обладать способностью эстетического видения. Дети не просто смотрят на объект, явление, выделяют его свойства: форму, строение, цвет и т. д. Они должны увидеть художественное достоинство предмета. Педагог должен чувствовать, видеть красоту в жизни, объяснять и передавать ее детям через восхищение, образное сравнение, поэтические строки.
В этом и заключается основная работа – во взаимосвязи и реализа-ции впечатлений, знаний, эмоционального состояния в изобразительном творчестве.
Исходя из вышесказанного, вытекает основная цель – это развитие эмоционально-выразительной речи во взаимодействии с природой через актуализацию накопленного у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его (опыта) в процесс изобразительной деятельности.
Основные направления работы:
- взаимодействие с природой;
-развитие эмоционально-выразительной речи;
-развитие творчества и воображения у детей в процессе изобразительной деятельности.
Взаимодействие с природой проходит во время экскурсий, прогулок в природу, наблюдения, игровой деятельности.
Развитие эмоционально-выразительной речи проходит через чтение художественных произведений, использование художественного слова, беседы, творческие задания, сочинение рассказов, сказок, во время непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.
Развитие творчества и воображения детей в процессе изобразительной деятельности проходит через рассматривание иллюстраций, репродукций художников, через различные способы изображения.
Результаты работы видны в детских рисунках. Рисунок часто ис-пользуется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе. Это свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии дошкольника. Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много, поэтому важен анализ уровня развития изобразительной деятельности как показатель его эстетического и интеллектуального развития, которое также включает в себя развитие речи.
Главное, что должно присутствовать в этой работе – это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребенка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение. Таким, образом, в процессе изобразительной деятельности у детей складывается эстетическое отношение к изображаемому объекту и к самому процессу изображения, совершенствуются навыки рисования. Дети постоянно сталкиваются с образной характеристикой предмета, явления (для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворения) в результате чего у них (детей) развивается яркая выразительная речь, воображение, обогащается эмоционально-чувственный опыт.