Наталья Ломакина
Развитие восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Л. С. Выготский указывал на решающую роль восприятия в развитии речи. Различные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, пространственное и др.) создают ту чувственную основу, на которой формируется речь. Формирование восприятия различной модальности – зрительного предметного, восприятия пространства и пространственных
Публикация «Развитие восприятия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
отношений предметов, дифференцированного процесса звукоразличения, тактильного восприятия предметов и т. д. – создает основу для обобщения восприятия и для формирования образов реального предметного мира, ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Чем больше перцептивных действий, направленных на изучение свойств объекта выполняет ребёнок, тем прочнее устанавливается связь слова с предметом. Результатом действий восприятия являются образы предметов, явлений, их внешних свойств. Отмечая важную роль чувственного опыта в формировании номинативной функции речи, необходимо подчеркнуть, что уже к концу года понимание ребёнком названного предмета, как и собственно его называние, является сложной речемыслительной операцией,
в которую входят зрительное и слуховое восприятие, ощупывающие действия руки, процесс выбора и активность речедвигательного аппарата.
На этапе, когда ребёнок только начинает овладевать способностью относить слово к предмету, действию, слова ребёнка еще неустойчиво связаны с каким - либо одним признаком предмета или одним способом действия с этим предметом. Именно поэтому слово – название, не имеющее четкой предметной отнесенности, широко переносится ребёнком на другие предметы и действия, содержащие в себе сходные признаки.
В большинстве случаев у детей с речевыми нарушениями отмечаются не только нарушения различных сторон речи, но и отклонения в психическом развитии : нарушения психических процессов, личности, общения. Подобные отклонения могут быть обусловлены как поражением центральной нервной системы, так и являться вторичными по отношению к речевой патологии. Последняя зависимость вытекает из той роли, которую речь играет в качественной перестройке всех психических процессов.
А. П. Воронова отмечает, что у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличалось от детей с нормальным речевым развитием, но при усложнении заданий испытывали значительные трудности.
Зрительное восприятие является важнейшей предпосылкой, позволяющей ребёнку успешно овладеть грамотой. Поэтому, формирование у дошкольников полноценного зрительного восприятия становиться важной частью коррекционной работы с дошкольниками с ТНР.
В логопедической практике при знакомстве с новым словом наиболее часто
используется показ соответствующей картинки. Однако этот метод не всегда эффективен, так как лишает ребёнка возможности активно действовать с предметом, не позволяет воспринять весь спектр свойств предмета, кроме того у детей с речевой патологией может отмечаться нарушение перцептивной деятельности и несформированность предметных
образов. Полноценного усвоения слова в этом случае не произойдёт.
По мнению Л. С. Цветковой, для того, чтобы ребёнок активно овладел словом, следует создавать «базу речи», - то есть чувственную основу слова. У детей с речевыми нарушениями необходимо совершенствовать процесс восприятия, формировать зрительные образы предметов, учить их целенаправленно действовать с предметами. Свойства предметов и явлений начинают выделяться ребёнком в той мере в какой их учет оказывается необходимым для деятельности.
Формирование и развитие у детей с ТНР словесных понятий должно опираться на создание базы речи. Такая работа предусматривает развитие разных видов восприятия : зрительно - предметного, зрительно - пространственного, слухового, тактильного. С этими детьми необходимо работать над точностью, дифференцированностью, обобщенностью
восприятия, над расширением его объема. Создание чувственной основы слова предполагает и овладение ребенком теми действиями, которые можно выполнять с называемыми предметами. В процессе овладения
самим действием ребёнок овладевает и словесным обозначением этого действия.
Восприятие различной модальности способствует не только формированию номинативной функции речи : перцептивно воспринимаемая ситуация облегчает и усвоение речевых грамматических конструкций. С. Н. Шаховская рекомендует широко использовать наглядные опоры при отработке различных грамматических форм. Опираясь на картинки, ребёнок учится дифференцировать родовые формы глаголов; суффиксально -
префиксальные образования существительных и глаголов, формы единственного и множественного числа существительных и глаголов и т. д. Ребёнок воспринимает количественные и качественные различия предметов, действий, признаков и учится передавать ее адекватными лексико - грамматическими средствами.