Оксана Паласюк
Развитие волонтерского движения как одной из основ гражданско-патриотического воспитания
«Совершенствование форм и методов работы по развитию волонтерского движения как одной из основ гражданско-патриотического воспитания»
Представленные материалы отражают деятельность волонтерского отряда гимназии «Искра времени». В работе описаны формы и методы взаимодействия волонтеров с различными категориями социума.
Публикация «Развитие волонтерского движения как одной из основ гражданско-патриотического воспитания» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Обоснована актуальность реализации волонтерского движения среди обучающихся как наиболее эффективной составляющей образовательного процесса по формированию активной гражданской позиции.
Содержание
Введение…. …. 3
1 Потенциальные воспитательные возможности волонтерской деятельности…5
2 Опыт работы волонтерского отряда ГУО «Гимназия № 7 г. Витебска»…. 6
3. Программа «Использование социальной сети ВКонтакте для формирования гражданской позиции» для реализации участниками волонтерского отряда «Искра времени»…. 7
Список использованной литературы…12
Приложение…. 13
Введение
Актуальность методической разработки заключается в том, что очевидна необходимость новых подходов к патриотическому воспитанию в образовательном процессе учреждений образования. Проблема формирования разносторонней и полноценной личности, обладающей патриотическими чувствами, приобретает особое значение. Решение этой проблемы требует новых подходов в организации педагогической деятельности. Проблема, которая находится в основе методической разработки обусловила новое осмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в жизни. Основной формирования и развития у обучающихся чувства любви к своему Отечеству в процессе волонтерской деятельности является использование разнообразных инновационных форм практической работы.
Целью методической разработки является создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся путем обновления форм, методов и приемов педагогического воздействия, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Отечеству через участие в волонтерской деятельности.
Педагогические задачи:
1. Изучить государственные документы и методическую литературу по данному вопросу.
2. Использовать современные педагогические технологии обучения и воспитания, позволяющие развивать гражданские качества личности обучающихся.
3. Показать пути создания развивающей среды, обеспечивающей новую качественную ступень в патриотическом воспитании с помощью активизации волонтерской деятельности обучающихся.
4. Разработать программу мероприятий «Использование социальной сети ВКонтакте для формирования гражданской позиции»., наполненных патриотическим содержанием по организации совместной творческой деятельности родителей и учащихся.
5. Представить результаты опыта по воспитанию патриотизма с использованием социальной сети ВКонтакте.
Образовательные задачи:
1. Пробудить у детей чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему.
2. Формировать познавательные интересы учащихся на основе любви к родному городу, краю, стране.
3. Выявлять интересы детей в творческой деятельности.
4. Повысить педагогическую культуру родителей на основе совместной деятельности.
Воспитательные задачи :
1. Способствовать формированию мировоззрения учащихся через обогащение возможностей патриотического воспитания.
2. Развить самовосприятие обучающихся как гражданин своей страны и ее патриотов через участие в мероприятиях в социальной сети ВКонтакте.
3. Формировать чувство уважения к национальным традициям, истории своего народа.
4. Обеспечить взаимодействие между педагогами и родителями в воспитании патриотизма и гражданственности детей.
Новизна проекта заключается в инновационном подходе к организации деятельности волонтерского ГУО «Гимназия № 7 г. Витебска» решению проблемы воспитания патриотических чувств. Инновационный подход в реализации проекта состоит в понимании патриотического воспитания как основы для реализации личностно-ориентированного обучения, в выявлении возможностей волонтерской деятельности в патриотическом воспитании, в применении ценностного содержания мероприятий в качестве фактора воздействия на личность обучающегося. Воспитательное воздействие воплощается через активную творческую деятельность учащихся и основано на интересе современных детей и подростков к социальным сетям.
1 Потенциальные воспитательные возможности волонтерской деятельности
В научных исследованиях по педагогике, философии, социологии определены особенности развития добровольческого труда, которые заключаются в том, что волонтерская деятельность имеет социальное происхождение; основывается на принципах добровольности, безвозмездности и беспристрастности; характеризуется практико-ориентированной направленностью; отличается разнородностью целевых групп и разнообразием содержания, методов, форм осуществления.
Сущность понятия «волонтерство» – добровольная, неоплачиваемая деятельность волонтеров, выполняющая функции мобилизации социальных инициатив, опыта совместного решения общественно значимых проблем, способствующая личностному развитию и, как следствие, оптимизации образовательной среды. Возможности волонтерства на современном этапе заключающихся в реализации ведущих направлений идеологической и воспитательной работы с обучающимися, приобретении опыта взаимодействия с различными категориями населения. Классификацию видов добровольческого труда можно представить следующим образом: информационно-просветительская деятельность; обучение волонтеров по принципу «равный равному»; разработка и реализация социальных проектов, программ, акций, направленных на оказание помощи людям; взаимодействие с различными социальными институтами; освещение волонтерской деятельности в СМИ. Решение этой проблемы возможно посредством вовлечения обучающихся в волонтерскую деятельность на регулярной основе, осуществляемую без какого-либо принуждения и направленную на решение социально значимых проблем общества, бескорыстное служение людям, личностное самосовершенствование.
2 Опыт работы волонтерского отряда ГУО «Гимназия № 7 г. Витебска»
В государственном учреждении образования «Гимназия № 7 г. Витебска» по решению первичной организации ОО БРСМ в 2018 году был создан волонтерский отряд «Искра времени». Волонтеры-активисты за свою деятельности были отмечены различными наградами и грамотами. В 2019 году деятельность отряда была признана на областном уровне (Диплом II степени, в 2020 году командир отряда Нестеренко Вадим получил почетное звание волонтер года.
Волонтерами гимназии разработаны и реализуются проекты:
социальный проект «Сберегая помогай»;
авторский проект «Батарейки сдавайтесь».
В 2020 году реализован проект «#ПОРВИСПАКЕТОМ», который был удостоен Диплома I степени на городском этапе областного конкурса социальных проектов «Кто, если не мы!».
Волонтеры гимназии принимают участие в различных акциях, проектах и мероприятиях. Проводят тренинги «Равный обучает равного», оказывают содействие в проведении мероприятий городского, районного и областного значения. Интеграционный форум «Танцевально-двигательная терапия как реабилитация людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» стал для гимназистов значимым событием. Волонтеры приняли участие в благотворительной акции «Все краски жизни для тебя».
Каждую вторую субботу месяца проводится общее собрание в неформальной обстановке с элементами досуга, проводятся тренинги «Я – волонтер, а это значит…». Ведется шефская деятельность над пионерским волонтерским отрядом. Организовываются рекламные акции деятельности отряда, с целью привлечения новых членов.
3. Программа «Использование социальной сети ВКонтакте для формирования гражданской позиции» для реализации участниками волонтерского отряда «Искра времени»
В современных условиях существует необходимость привлечения волонтеров к организации информационно-просветительской деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся. Это обусловило появление программы с использованием социальных сетей.
С целью формирования гражданской позиции, как одного из условий развития личности, нами была разработана программа «Использование социальной сети ВКонтакте для формирования гражданской позиции». В рамках программы будут реализованы мероприятия с использованием социальной сети ВКонтакте.
Задачи программы:
1. Сформировать гражданское отношение к себе и к своей семье.
2. Сформировать гражданское отношение к школе, к искусству.
3. Сформировать гражданское отношение к Отечеству, к планете Земля.
Целевая группа: обучающиеся и родители.
Сроки реализации программы: в течении года.
Подготовка и реализация мероприятий и оформление результатов в социальной сети будет возложено на волонтерский отряд «Искра времени», активистов БРСМ и БРПО, педагоги-организаторы, классные руководители.
В ходе реализации программы нами были использованы следующие формы коммуникативной деятельности: публикации в социальной сети; конкурсы сочинений, стихов; опросы, викторины; фотовыставки в сети ВК. Задача 1: сформировать гражданское отношение к себе и к своей семье. Критерии результативности задачи: 1. Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Формирование представлений о принадлежности к гражданам Республики Беларусь. 3. Ценностное отношение к семье, старшему поколению. Таблица 1 – Мероприятия реализуемые по 1 задаче Мероприятие/действие Срок реализации (неделя/месяц) Целевая группа Исполнители 1. «Я и я» Темы для публикаций: Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов. Сентябрь – октябрь Обучающиеся и родители Волонтерский отряд «Искра времени», Активисты БРСМ и БРПО, Педагоги-организаторы, классные руководители 2. «Я и семья» Темы для публикаций: День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Ноябрь – декабрь Обучающиеся и родители Волонтерский отряд «Искра времени», Активисты БРСМ и БРПО, Педагоги-организаторы, классные руководители Задача 2: сформировать гражданское отношение к школе, к искусству. Критерии результативности задачи: 1. Ценностное отношение к учебному труду; 2. Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности. 3. Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах.
Таблица 2 – Мероприятия реализуемые по 2 задаче Мероприятие/действие Срок реализации (неделя/месяц) Целевая группа Исполнители 1. «Я и культура» Темы для публикаций: Знаменитые писатели и поэты родного края. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Масленица. Январь – февраль Обучающиеся и родители Волонтерский отряд «Искра времени», Активисты БРСМ и БРПО, Педагоги-организаторы, классные руководители 2. «Я и гимназия» Темы для публикаций: Продолжаем изучать Устав школы. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Март – апрель Обучающиеся и родители Волонтерский отряд «Искра времени», Активисты БРСМ и БРПО, Педагоги-организаторы, классные руководители Задача 3: сформировать гражданское отношение к Отечеству, к планете Земля. Критерии результативности задачи: 1. Ценностное отношение к природе, окружающей среде. 2. Развитое социальное партнерство. Таблица 3 – Мероприятия реализуемые по 3 задаче Мероприятие/действие Срок реализации (неделя/месяц) Целевая группа Исполнители. 1. «Я и мое Отечество» Темы для публикаций: Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика Республики Беларусь. Символы нашего края. Государственный праздник – День независимости. Права ребенка. Наше право и наш интерес. Май - июнь Обучающиеся и родители Волонтерский отряд «Искра времени», Активисты БРСМ и БРПО, Педагоги-организаторы, классные руководители
От вершины к корням. Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин Республики Беларусь. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. 3. «Я и планета» Темы для публикаций: В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый учебный год. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Июль - август Обучающиеся и родители Волонтерский отряд «Искра времени», Активисты БРСМ и БРПО, Педагоги-организаторы, классные руководители
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве белорусского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Республики Беларусь.
Таким образом, разработанная нами программа, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать работу волонтеров гимназии, результатом которой будет формирование гражданской позиции обучающихся, повышение социальной активности школьников, что позволит оптимизировать процесс формирования личности обучающихся.
Список использованной литературы
1. Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся : история и современность / В. В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.
2. Зубко, Д. П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д. П. Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С. 12-
3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе // Настаўніцкая газета. – 2011. – 11 жн. – С. 12-15.
4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. – №2. – С. 3-19.
5. Маркович, Е. П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е. П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. – С. 30-34.
Приложения
Командир отряда – Нестеренко Вадим Дмитриевич
Волонтерами гимназии разработаны и реализуются проекты:
Социальный проект «Сберегая помогай»,
Авторский проект «Батарейки сдавайтесь».
В 2020 году реализован проект «#Порвиспакетом», который был удостоен Диплома I степени на городском этапе конкурса социальных проектов «Кто, если не мы!».
Реализация проекта «#Порвиспакетом» в ТЦ «Трио»
Акция «Помоги случиться чуду»
Акция «Дети детям»
Проект «Ветеран живет рядом»
Новогодние поздравления для ветеранов
Акция «Уберем снег вместе»
Участие в проведении городских мероприятий
Республиканская акция «ЗаДело»
Мероприятие «Витебск за ЗОЖ»
Акция «В Добрик с добром»
Акция «В Добрик с добром»
Участие в учебе «Летний патруль»
Акция: «Зелёные деревья»
Акция: «День озеленения»
Акция: «Зелёные деревья»
Участие в посадке «Аллеи семейных деревьев»
Акция: «Доброе сердце»
Акция: «Доброе сердце»
Участие в благотворительной акции «Все краски жизни для тебя»
Акция «Лето в чистом и безопасном городе»
Работа по проекту «Экотимуровцы» - посадка деревьев
Акция «Кормушки для птиц»
Работа по проекту «Экотимуровцы» - акция «Кормушки для птиц».
Рекламные акции деятельности отряда, с целью привлечения новых членов.