Ольга Бологова
Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья о необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса у детей дошкольного возраста. С описанием методов, приёмов, способствующих формированию вокально-хоровых навыков.
Публикация «Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По утверждению многих учёных, решающую роль в развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т. е. пению. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего звуковысотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество. Развиваются и другие музыкальные способности – тембровый, динамический и гармонический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, пение способствует общему психическому и физическому развитию ребёнка, укреплению его здоровья.
Поскольку пение является психофизиологическим процессом, связанным с работой жизненно важных систем (дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребёнок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Хорошо известно, что пение является одним из любимых детьми видов деятельности, который способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка, его социализации.
К сожаленью, в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги почти не занимаются постановкой певческих голосов детей-дошкольников, относясь легкомысленно к соблюдению голосового режима. Причины этому конечно есть. Не владение методическими приёмами работы с детски голосом, ограниченное время занятий (а успеть надо много, использование фонограмм вместо живого исполнения.
Работая в детском саду 17 лет, развитию вокально-хоровых навыков стараюсь уделять большое внимание. На практике поняла, как велика роль распевания детского голоса. Перед тем как приступить к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть во время пения: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные (если ребёнок стоит) или лежащие на коленях (если сидит) руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука. Затем делаем с детьми дыхательную гимнастику. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.
Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Надуваем шарик», «Насос», «Гармошка» и другие).
Очень нравится детям выполнять упражнение «День рождения» (авторское). Говорю детям: «У мамы (бабушки, кого-то из детей) – День рождения! Что мы ей подарим? Конечно цветы. Делаем носом вдох – мама нюхает цветы – выдох – «А-а!». Вручаем огромный торт со свечками – мама удивилась («О-о!») – длинный выдох - задуваем свечи. Всё происходит в форме игры, легко и не принуждённо.
Далее проводится работа над дикцией. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Следует избегать резкой, жёсткой артикуляции. В основе лежит выработка естественных, плавных движений. Исходное положение: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «раз» губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; на счёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов.
Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова.
Следующим этапом является вокальное упражнение или распевание. Среди всех певческих навыков особенно важным является звукообразование. Петь следует естественным, светлым звуком без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губит голосовые связки, поэтому я особое внимание уделяю распевке, так как при этом разогревается голосовой аппарат. На распевке легче сформировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Лучше всего для распевания подходят небольшие песенки и попевки с мелодической линией, идущей на начальном этапе в основном сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется высокая позиция звучания.
Работа над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинается с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Одна из причин неверной интонации – не умение пользоваться средним и верхним регистром. В процессе развития ребенка слух и голос взаимосвязаны: голос не может успешно развиваться без участия слуха, а слух формируется с участием голоса.
Учитывая возрастные особенности детей с целью успешного решения задач, использую следующие приемы:
- Подражательное пение - необходимо показывать детям хорошие выразительные образцы пения. Каждый вокальный образец должен звучать многократно и в разнообразных вариантах, то есть в разных тональностях, в различных темпах, в исполнении музыкального руководителя или чисто интонирующего ребенка.
- Использовать специальные упражнения на развитие слуха и голоса.
- Транспонирование мелодий, пение в удобном для ребенка диапазоне, чтобы он мог уловить мелодический рисунок и воспроизвести его.
- Использование зрительной, моторной наглядности: графическое изображение мелодий (показ движения мелодии рукой, наглядные пособия).
- Пение по «цепочке» - для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами.
- Повторение выученных песен с сопровождением и a cappella.
- Пение «эхом».
Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля– целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки.
Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута, если:дети любят петь; научились владеть своим голосом; понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты; научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии; научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук;научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Список использованных источников:
1. Иванисова Л. М. статья «Развитие вокально-хоровых навыков» // Музыкальный руководитель № 1- 2013г., с. 13
2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2
3. Тарасова К. В. статья «О развитии детского певческого голоса» // Музыкальный руководитель № 1- 2014г., с. 10