Дарья
Конспект занятия по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский – сад №21 «Елочка»
Конспект на тему : Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила Бондина Д. А
педагог - психолог МБДОУ
№21 «Елочка»
г. Ессентуки 2021
План конспекта :
Публикация «Конспект занятия по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Что такое воображение, и фантазия;
2. Польза развития воображения;
3. Для чего развивать воображение у дошкольников;
4. Виды воображения;
5. Основные этапы развития воображения у детей;
6. Способы развития воображения у дошкольников;
7. Как развить творческое воображение, примеры развития;
8. Заключение
Воображение - способность (а также умение и навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими. «Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. (Рубинштейн С. Л.)
Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Элькольна и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования, имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности, т. Е в значительной степени определяет эффективность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ.
Польза развития воображения :
- Воображение позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир. В своих фантазиях он моделирует ситуации, отличающиеся от обыденной жизни
- Не имея развитого воображения, ребёнку будет сложно учиться, так как обучение чаще всего строится на представлении какой-то учебной ситуации, опыта или задачи
- Воображение имеет и защитную функцию
- Работа учёных, исследователей, людей творческих профессий основывается на умении
Функции воображения :
Разум человека никогда не находится в бездеятельном состоянии. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций;
1. Представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Формирование внутреннего плана действий способности выполнять их внутри, манипулируя образами.
5. Планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т. п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Виды воображения :
По целенаправленности:
1. Активным. Характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
2. Пассивным. Заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы.
По результатам: 1. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.
2. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.
Основные этапы развития воображения у детей :
Название этапа Характеристика Временной отрезок
Первый этап В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляют моменты, связанные в основном с переживанием страха. можно отнести к 2,5-3 годам
Второй этап Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам. возраст 4-5 лет
Третий этап Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. возраст 6-7 лет
Способы развития фантазии и воображения :
Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет, и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно, быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя. На этой "волне любви" они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
в дошкольном возрасте - сказки, фантастические рассказы.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории. Воображение начинает развиваться у детей в конце средней группы, а самый «разгул фантазии» у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, работа по развитию воображения делится на два этапа.
1 этап. Это младший и средний дошкольный возраст. Первое, что необходимо дать на этом этапе — это обогащение знаний об окружающем мире, представлений о тех предметах, которые им предстоит изображать. Большое внимание воспитатели уделяют предварительной работе с детьми: чтение специальной и художественной литературы, беседы, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, а также, контролируют изобразительную деятельность в группе.
На 1 этапе дети должны овладеть главными формообразующими движениями (круг, овал, прямоугольник). У некоторых детей на этом этапе возникают трудности в изображении определенных форм, движения получаются неточными, искажается форма предмета, все это сказывается на качестве работы. В таких случаях ребенок может потерять интерес к данному виду деятельности, в этой ситуации необходим индивидуальный подход.
Особое внимание на этом этапе уделяется развитию мелкой моторики.
С детьми можно на этом этапе можно проводить пальчиковую гимнастику в виде игры «Повтори на раз, два, три». Ребенок повторяет за воспитателем построенную фигуру из пальчиков (очки, бинокль, кувшин, подзорная труба, коза, зайка, забор, ножницы). Эта игра может сопровождаться словами.
Действия с мелкими предметами, раскладывание, застегивание и расстегивание пуговиц, действия с мешочками, в которые насыпаны разные виды крупы и фасоль.
В начале обучения дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале пассивно, с помощью воспитателя, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку правильно держать карандаш, кисть и умело действовать ножницами.
2 этап. Это старший дошкольный возраст. На этом этапе воспитатели продолжают работу по накоплению и уточнению знаний об окружающем мире через наблюдения, беседы, чтение литературы, рассматривание репродукций картин, так же продолжают обучению технике изобразительной деятельности.
Примеры развития воображения :
«Придумай продолжение сказки»
Педагог начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, чтобы они подумали или сделали на месте героя.
Затем педагог задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.
После этого педагог рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.
Упражнение «Волшебники»
Ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику. В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.
Заключение:
Итак, мы познакомились с общими аспектами развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Оценили важность этой функции для общего развития ребенка, для становления его личности. Для формирования жизненного опыта. Так как воображение - бесспорно важная способность для детей, важно всячески помогать его развитию.
Развитие воображения, не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения : противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации, детализации образов.
Список литературы:
Развитие воображения. Методические рекомендации. Кириллова А. И. Дьяченко О. М.
Воображение и его развитие в детском возрасте. Выготский Л. С.
Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л.
Воображение и его роль в познании. Коршунова Л. С.
Развитие воображения. Методические рекомендации. Боровик О. В.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.